Московское отделение

Российского психологического общества

Центральный федеральный округ
РПО

Русский Север-2016: завершилась учебно-исследовательская экспедиция

10.08.2016

Одно из направлений деятельности секции «Психология развития личности» РПО – учебно-исследовательские экспедиции, в которых школьники и студенты исследуют особенности развития и бытия личности в различных этнокультруных условиях. При этом сами участники экспедиции получают значимый импульс для развития.

30 июля успешно завершилась учебно-исследовательская экспедиция, организованная кафедрой психологической антропологии Института детства. Работа в области социокультурной психологии, антропологии и фольклористики проходила в Каргопольском районе Архангельской области в деревнях Ошевенска, а также в селе Лекшмозеро (Кенозерский национальный парк) весь июль. Научный выезд был организован совместно с научно-образовательной площадкой МПГУ – московским лицеем № 1553 им. В.И. Вернадского. В рамках комплексной экспедиции лицея работа ведется по разным научным направлениям – от психологи и этнографии до химии и биологии.

Группа состояла из 25 человек: руководитель – к.психол.н., профессор, зав. кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ А.С. Обухов; заместитель руководителя – к.филол.н., доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ И.С. Конрад; научные сотрудники кафедры психологической антропологии – к.психол.н., доцент Л.И. Адамян; ассистент, аспирантка Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН Н.И. Антонова; аспирантка кафедры И.А. Гришина;  студенты Института детства МПГУ – Д. Фуфачева, А. Колесникова, а также студентка Московской школы кино А. Филатова. Основной состав участников – 17 лицеистов.

С 9 по 19 июля вся группа работала в кусте деревень Ошевенска (Большой и Малый Халуй, Гарь, Низ, Ширяиха, Погост, Выползово).

История и культура здешних мест тесно связанны с именем и деяниями преподобного Александра Ошевенского, важную роль играет Александро-Ошевенский монастырь.

Основной тематикой исследований стала устная история:личные биографии, история деревни, агиография Александра Ошевенского. Отдельно изучались народное православие (особенно аспекты, связанные с Александром Ошевенским; состояние Александро-Ошевенского монастыря, местных святых мест – Колотовка, Валдовка, священная роща, обетные кресты и камни-следовики, Никольская часовня в д. Выползово, Георгиевская часовня в д. Низ, часовня Илья Пророка в д. Халуй), а также возрождение общины и жизнь прихода. Поднималась тема игровой культуры и культуры детства (как современная, так и в воспоминаниях среднего и старшего поколений). Отдельно изучалось влияние туризма на жизнь села. Особой стала тема работы женщин на рубке леса и лесосплаве в 1930-40-х гг.: были собраны рассказы об этом периоде от местных жительниц в возрасте 80-90 лет.

А рамках работы по обмену опытом в области учебно-исследовательской деятельности учащихся А.С. Обухов и И.С. Конрад встретились с учителями ошевенской школы. Учебному заведению был передан комплект учебно-методической литературы, подготовленной кафедрой психологической антропологии. Такой же комплект был передан общеобразовательной школе в Лекшмозере.

Также была проведена встреча с детьми Ошевенска, которые нарисовали несколько тематических рисунков в рамках исследовательского проекта кафедры по изучению восприятия мира детьми.

За весь период работы были записаны многочасовые беседы с более чем 50 респондентами.

Группа приняла участие в службах в храме Богоявления и Иоанна Богослова (приходской церкви Ошевенского погоста) и в надвратном Троицком храме Александро-Ошевеского монастыря. Настоятелем монастыря иеромонахом Киприяном с лицеистами проводились беседы, касающиеся православия.

С 19 по 23 июля часть группы работала в с. Лекшмозеро (Кенозерский национальный парк), а часть группы прошла пешим походом от Ошевенска к Хергозерско-Макарьевской пустыни и от нее к Лекшмозеру.

На Макарии группа приняла посильное участие в восстановлении Троицкого храма под руководством старосты прихода Николая Яковлевича Ушакова (родился здесь в 1932 г., вернулся в родные места в 2000-е годы по зову души – восстанавливать храм).

В Лекшмозере были собраны материалы об отношении жителей к Национальному парку и развитию туризма, некоторых аспектах культуры детства. Также была проведена работа по сравнению современного состояния села с данными 1998 г.

23 и 24 июля группа находилась в городе Каргополе, где участники осмотрели историческую часть города, посетили музей Шевелевых и каргопольской игрушки, приняли участие в мастер-классе по каргопольской игрушке с Валентином Дмитриевичем Шевелевым.

По традиции, экспедиция лицея им. В.И. Вернадского завершается большой конференцией, на которой школьники представляют краткие обзоры проделанной работы. В этом году она проходила в п. Чупа (Карелия).

К итоговой конференции группой было подготовлено 5 докладов: Мария Мущинская, Екатерина Шапкина, Аделя Хисматуллина, Надежда Зезина «Особенности проявления механизма «свой – чужой» в коммуникативной системе жителей Ошевенска»; Яна Иванова, Мария Таубинская  «Александр Ошевенский в народной агиографии: по записям от жителей деревень Ошевенска- разного возраста и разного уровня приобщенности к православию»; Ульяна Бычкова, Дарья Беляева, Мария Кац «Игровая культура Ошевенска: изменение с 1930-х годов до нашего времени»; Елена Киричек, Полина Кандаурова «Жизнь девушек и женщин Ошевенска в 1930-1940 гг.»; Ника Ерофеева, Соня Ларкина, Василий Чернов «Детские представления о некоторых элементах православия (на материале, собранном в Ошевенске летом 2016 г.)». Был создан антропологический фильм «Наследие» (реж. А. Филатова), игровой фильм «Жаворонок» (реж. И. Гришина), подготовлен номер самодеятельности и представлена фотовыставка (около 200 фотографий в виде выставки и около 1000 как слайд-шоу).

Для студентов Института детства это был первый выезд такого характера, однако Анна и Дарья очень быстро включились в собирательскую работу. Основой тематикой их бесед стали различные аспекты детства – принципы и традиции воспитания в условиях деревенской жизни, мир детства и игровая культура. Ими был собран материал по играм детей разных поколений, и в ближайшем будущем планируется написание статьи по полученным данным. Данная поездка позволила девушкам попробовать свои силы в качестве научных консультантов: Анна и Дарья помогали готовить один из докладов – презентаций работы группы.