Татарское отделение

Российского психологического общества

Приволжский федеральный округ
РПО

О Татарском отделении РПО

Руководители отделения

Председатель РПО по региону Татарстан – Фахрутдинова Лилия Раифовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета.

Заместитель Председателя – Горохова Лилия Гигелевна, заведующая психологическим отделением ДРКБ

История

У Казанской психологической школы - богатое прошлое: здесь была открыта первая психологическая лаборатория основателем которой был Бехтерев В.М.

Владимир Михайлович Бехтерев

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) — русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы. Фундаментальные труды по анатомии, физиологии и патологии нервной системы. Исследования лечебного применения гипноза, в т. ч. при алкоголизме. Труды по половому воспитанию, поведению ребенка раннего возраста, социальной психологии. Исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами. Основатель рефлексологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института (1908; ныне им. Бехтерева) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918).

«Приехав в Казань в 1885 году 28-летним профессором, Бехтерев возглавил кафедру душевных болезней Казанского университета и широко развернул научную работу...

...он создал в Казани первую в Россию психофизиологическую лабораторию, выполнил многочисленные исследования, в 1892 г основал Общество невропатологов и психиатров при Казанском университете. Бехтерев был не только его редактором, но и автором многих статей.

В Казани Бехтерев положил начало и профилактическому направлению в психиатрии. В свое время в публичном выступлении в Казани он смело указал на экономические условия как на причину распространения душевных заболеваний в царской России. Впервые в мировой науке Бехтерев поставил вопрос о необходимости научного подхода в воспитании детей с младенческого возраста и к воспитанию у подростков трудовых навыков. Живя в Казани, Владимир Бехтерев ходатайствовал о создании специальной клиники душевных болезней, организовал наркологическую помощь населению, разработал и осуществил метод коллективной гипотерапии». [1].

Весьма широко распространялось модное на то время, перевернувшее представление о психике человека, психоаналитическое учение З.Фрейда. И здесь Казань оказалась первым городом в России, в котором психоанализом не только увлекались, но и серьезно изучали его. В 1921 году в Казани Александром Романовичем  Лурия был открыт  Казанский психоаналитический кружок. После открытия которого Александр Романович лично написал письмо Зигмунду Фрейду в котором уведомил его, что: «В Мире появилась новая организация – Казанский психоаналитический кружок». [2].Через 3 дня А.Р. Лурия получил вежливое письмо от З. Фрейда и перевод с немецкого языка на русский его последней книги. Александр Романович был одним из не многих русских ученых кто вел личную переписку с Зигмундом Фрейдом.

Лурия А.Р. вместе с Лентьевым А.Н. занимался психоаналитическими опытами, исследованиями, выпустил несколько книг, проводил психоаналитические исследования скорости аффективно заряженных реакций, разработал детектор лжи на основе этих экспериментов, был учеником Бехтерева В.М. и работал в институте психологии вместе с Выготским Л.С.

Вольф Соломо́нович Ме́рлин.

С 1948 по 1954 годы  в Казанском университете работал Вольф Соломо́нович Ме́рлин.

Вольф Соломо́нович Ме́рлин (22 января 1898, Могилёв, Российская империя — 6 апреля 1982, Пермь, СССР) — российский психолог, доктор психологических наук (1950), профессор, ученик и один из ближайших сотрудников (в 1921-1931 г.г.) профессора М. Я. Басова, продолжатель исследований целостной личности в естественных экспериментах по А. Ф. Лазурскому, в теоретической и экспериментальной разработке системной методологии междисциплинарных исследований многомерных закономерностей онтогенетического развития индивидуального своеобразия и социально-типичных свойств личности в различных видах и формах поведения, практической и теоретической деятельности; автор теории индивидуальных стилей деятельности и жизнедеятельности; автор и разработчик системной методологии трансдисциплинарных исследований человека как интегральной индивидуальности. 

С 1948 по 1954 годы Вольф Соломонович Мерлин работал в Казанском университете и готовил к защите докторскую диссертацию по дифференциальной психологии личности: «Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта» (защищена в 1950 году, опубликована в Ученых записках Казанского университета в 1953 году). Здесь В. С. Мерлин продолжил традиции воспитания ученых из числа студентов-исследователей своего учителя Михаила Яковлевича Басова и опыт создания научных школах Владимира Михайловича Бехтерева, Александра Фёдоровича Лазурского.

В собственных экспериментах В. С. Мерлина, в опытах и тщательных наблюдениях студентов-исследователей стала складываться концепция индивидуального стиля деятельности, индивидуальных различий в исследованиях личности. Исследования того периода были направлены главным образом на поиск путей, которыми разные люди приходят к успеху в работе, становятся передовиками. В то время под его руководством была выполнена кандидатская диссертация Евгения Александровича Климова, давшая начало направлению исследований индивидуального стиля деятельности. Таким образом, в центре научных интересов В. С. Мерлина в послевоенные годы были проблемы личности, психофизиологии индивидуальных различий, темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Евгений Александрович Климов

Климов Евгений Александрович (род. 11 июня 1930, село Вятские Поляны, Кировская область) — советский и российский психолог, психофизиолог, доктор психологических наук (1969), профессор (1970), член-корреспондент АПН СССР (1974), академик АПН СССР (1985); методолог практической психологии, психологии труда и профориентации, один из основоположников современной отечественной дифференциальной психофизиологии, разработчик теории типологического индивидуального стиля деятельности; ведущий специалист СССР и России в области психологии профессиоведения, разработчик системно-генетической психофизиологии стиля профессиональной деятельности.

В 1948 году Е. А. Климов поступил в Казанский госуниверситет (сегодня — Казанский (приволжский) федеральный университет на отделение русского языка, логики и психологии историко — филологического (с 1940 г.) факультета, где с первого курса подключился к работам по логико — психологическому циклу под руководством (вплоть до 1954 г.) Вольфа Соломоновича Мерлина.

Сравнивая в интервью 2006 г. ВУЗы, в которых Е. А. Климов работал (в Казани, Ленинграде, Москве), он отметил свою Alma mater:

«Казанский университет — вуз с хорошими традициями, и там вполне „светлые головы“, у которых было чему поучиться. Если помните, в свое время (где-то в середине XIX в.) ректором его был Н. И. Лобачевский — один из величайших новаторов в науке. Да и гуманитарный цикл, по крайней мере, в мое время был там (в КГУ) представлен достаточно ярко. Могу хвастаться, что я там учился»— Интервью «Факультет в эпоху перестройки: интервью с Е.А. Климовым.»

Работа в Казани Климова Е. А.

В 1953—1968 годах занимался научно-преподавательской работой на кафедре педагогики и психологии Казанского университета. Одновременно (с 1953 по 1956 год) преподавал логику и психологию в средней школе № 1 Казанской железной дороги. Когда в 1954 году закрыли отделение логики и психологии и В. С. Мерлин переехал в Пермь, то он вскоре рекомендовал Климова учёному совету Казанского университета на заведование кафедрой педагогики и психологии.

В 1959 году защитил кандидатскую диссертацию под руководством профессора В. С. Мерлина. Тема — «Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов» (Казань, 1959); в 1959—1964 годы был научным руководителем Казанского филиала лаборатории профессиональной педагогики Центрального учебно-методического кабинета профтехучилищ.

Нисон Меерович Пейсахов

Н.М. Пейсахов явился славным продолжателем традиций Казанской психологической школы. Вслед за В.М. Бехтеревым, В.С. Мерлиным, Е.А. Климовым, работавшими в разные годы в Казанском университете, он стремился на основе фундаментального осмысления человека как субъекта самоуправления придать исследованиям, осуществлявшимся под его научным руководством, предельно практическую направленность.

Свой трудовой путь Н.М. Пейсахов начал перед самым началом Великой Отечественной войны школьным учителем физкультуры в Казани. С декабря 1942 по декабрь 1945 г. он с честью выполнял свой воинский долг в рядах Советской армии, за что награжден орденами Отечественной войны и медалью "За победу над Германией". После войны Н.М. Пейсахов продолжил преподавание физкультуры в театральном училище, в школе № 11 Казани, а затем - в школе высшего спортивного мастерства. Работая преподавателем и тренером по легкой атлетике, он подготовил несколько мастеров спорта, занимал ответственные должности в городском и республиканском комитетах по физической культуре и спорту. Продолжая тренировать группу спортсменов, он начал работать на кафедре физического воспитания Казанского государственного университета, где одним из первых обратил внимание на проблему комплектования групп студентов по занятиям различными видами спорта, а также на необходимость изучения не только антропометрических, но и более глубоких психофизиологических и психологических особенностей спортсменов. Длительное время Нисон Меерович проработал психологом сборных команд России и СССР по прыжкам в воду, обеспечивая отбор, изучение и необходимую коррекцию процессов тренировки спортсменов высокого класса.

Леонида Михайлович Попов

Л.М. Попов — первый председатель регионального отделения Республики Татарстан, Заслуженный деятель науки Республики Татарстан, член Международной академии психологических наук, член 5 диссертационных советов. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования 2012 года. Попов Леонид Михайлович, психолог и педагог с многолетним опытом педагогической деятельности, в результате большой организационно-просветительской работы объединил разрозненные силы психологов Казани и республики Татарстан. Он организовал крупнейший факультет психологии в Татарстане, осуществляющий профессиональное психологическое образование и научно-методическую работу. Одна из книг Леонида Михайловича имеет название «Добро и Зло в психологии человека»,  в которой представлена методика определения «человеческого в человеке».

Примечания

1. Белокопытов В., Шевченко Н. Их именами названы улицы Казани. — Казань: Татарское книжное издательство, 1977, с.49.

2. К.Е. Левитин Личностью не рождаются Москва «Наука» 1990г. стр. 127 2 абзац 3 предложение