РПО Российское психологическое общество
RU / EN / 日本語
RU / EN / 日本語

Российское психологическое общество

Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО и Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA)

Поиск по сайту
Роль и значение родительского просвещения обсудили в Москве

Роль и значение родительского просвещения обсудили в Москве

16.06.2017
Роль и значение родительского просвещения обсудили в Москве

В Москве состоялось заседание научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства на тему: «Роль и значение родительского просвещения. Программа «Родительский университет». Совет создан в рамках взаимодействия федерального проекта «Крепкая семья» и Российской академии образования.

Заседание прошло под председательством Президента Российской академии образования, академика РАО Людмилы Вербицкой и заместителя председателя совета федерального проекта «Крепкая семья», председателя научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, руководителя секции РПО «Психология семьи и детства», Заслуженного деятеля науки РФ, академика РАО Артура Реана.

В своем выступлении Артур Реан подчеркнул актуальность и важность темы родительского просвещения. «Основная социализация ребенка проходит в семье, поэтому важно, чтобы родители обладали хорошей компетенцией по вопросам психологии и педагогики воспитания. Очень важным является налаживание взаимодействия между семьей и школой, а наиболее эффективно будет родительское просвещение, когда контакт семьи и школы будет прочным, а также когда в этой работе будет задействована психологическая служба системы образования.» - отметил Артур Реан.

В своем докладе директор Центра исследований современного детства НИУ «Высшая школа экономики» Катерина Поливанова рассказала о социальной ситуации, в которой родители воспитывают детей сегодня: о малодетности и повторнобрачных семьях, а также о появлении разнообразных теоретически фундированных моделей родительства, дающих основания для различных и порой крайне противоречивых практических рекомендаций.

Было отмечено, что запрос родителей на дополнительную информацию о воспитании детей проявляется не только в появлении новых журналов и порталов в интернете, ориентированных именно на родителей, но и в появлении новых областей экспертизы (например, консультантов по грудному вскармливанию или слингоношению), а также в недоверии традиционным источникам знаний о родительстве – прародителям, врачам, педагогам. Все это характеризует современную ситуацию, в которой образовательные программы для родителей продолжают активно развиваться, подстраиваясь под изменившиеся нужды родителей.

Выступление Елизаветы Сивак, научного сотрудника Центра исследований современного детства НИУ «Высшая школа экономики», было посвящено результатам серии исследований, включавших как серию глубинных интервью, так и анкетирование более 2000 матерей и отцов, проживающих в городской местности (опрос был проведен в 2016 году и включал жителей городов-миллионников, средних и малых городов РФ).По результатам исследований можно говорить о том, что в целом городские родители довольно хорошо информированы о воспитании детей: они используют различные источники информации, часто обсуждают возникающие проблемы с родными и близкими, активно общаются в интернете. Однако ряд сложностей не удается решить лишь при помощи получения знаний и информации о воспитании. Так, родители беспокоятся о правильности выбранных методов воспитания и особенно остро переживают невозможность проследить долгосрочный эффект от своих действий и понять, как именно то или иное событие повлияет на дальнейшую судьбу ребенка. Такой эффект был назван исследователями эффектом «несомасштабности», так как конкретные, повседневные действия по воспитанию ребенка здесь и сейчас практически невозможно соотнести с масштабными и отсроченными эффектами в будущем, о которых тревожатся родители. Все это приводит к тому, что по результатам анкетирования, около 20% опрошенных респондентов чувствуют себя неуверенно в вопросах воспитания и заинтересованы в поддержке в данных вопросах.

Анастасия Нисская, научный сотрудник Центра исследований современного детства НИУ «Высшая школа экономики» в заключение рассказала о важных принципах выстраивания психологической работы с родительской аудиторией. Во-первых, учитывая довольно высокий уровень информированности и образованности родителей, необходимо уделять особое внимание их личностной позиции и личностным ресурсам (переживаниям, связанным с включением родительской роли в свою жизнь, самоэффективности – вере в то, что родитель сможет справиться с возможными сложностями, ответственности и т.д.).

Во-вторых, важно помнить, что при разработке образовательных программ для родителей речь идет об образовании взрослых людей. Такая ситуация предполагает выстраивание взаимоотношений «на равных», когда ведущий занятий, курсов и тренингов выстраивает отношения сотворчества и взаимного обмена успешным опытом.

После основного доклада состоялась дискуссия, в ходе которой члены Совета поддержали важность как проведения научных исследований педагогической культуры и практики родителей, так и разработку образовательных программ для родителей как перспективной формы поддержки семьи.

Заместитель директора Института стратегии развития образования РАО, Член-корреспондент РАО, профессор Владислав Сериков обратил внимание на то, что достоинством представленного исследования является внимание к месту семьи в развитии и образовании ребенка. Без учета этих представлений и сотрудничества школы с семьей педагогическая деятельность сегодня не может быть эффективной.

Председатель комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике, депутат Самарской Губернской Думы, региональный координатор проекта «Крепкая семья» партии «Единая Россия» в Самарской области Марина Сидухина подчеркнула, что невозможно представить воспитанного ребенка без воспитанного взрослого. Она указала, что при построении систем поддержки родителей необходимо учитывать вероисповедание, национальные особенности семей и различный менталитет территории субъектов РФ, а также разные возрасты детей с учетом "критических сроков взросления". Также Марина Геннадьевна предложила ввести раздел, посвященный образованию родителей в концепцию, разрабатываемую в рамках стратегической программы «Десятилетие детства».

Декан факультета журналистики МГУ, член-корреспондент РАО, профессор Елена Вартанова, положительно оценила исследование и предложила обратить внимание на такую важную составляющую родительских компетенций как медиаграмотность.

Заместитель председателя комитета по здравоохранению и социальной политике Орловского областного Совета народных депутатов, региональный координатор проекта «Крепкая семья» партии «Единая Россия» в Орловской области Елена Астахова в своем выступлении затронула тему влияния СМИ на формирование представлений о семье в небольших городах. Понимая, что каждая семья, это своеобразный мир, в котором есть свои нормы, традиции, ценности, коллектив «Радио-Ливны» делает многое для формирования семейных ценностей, рассказывая положительные примеры из повседневной жизни людей, о том, как они справляются с трудностями, как помогают друг другу в семье, как проживают радостные и грустные события вместе, трудятся, отдыхают, что способствует укреплению семейных отношений. Как воспитывать детей? Как помочь семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию? Мы работаем на один результат- чтобы в Ливнах было комфортно жить, чтобы дети, которые родились и выросли в городе хотели остаться в нем, рожать детей и строить будущее для себя и новых поколений.

Представитель Южного федерального университета Екатерина Ковш представила созвучный опыт организации Детского и Родительского университетов, осуществленные под руководством Донского Государственного технического университета. Данная практика позволяет привлекать специалистов из различных университетов региона для образовательной работы с детьми разного возраста. Одновременно осуществляется просвещение родителей «маленьких студентов». В будущем году планируется расширение работы, в том числе и за счет внедрения инклюзивного компонента.

Президент РАО Людмила Вербицкая также положительно отозвалась о представленном исследовании, обратив внимание на значение общего культурного развития современных родителей, в том числе и в сфере лингвистики.

В заседании также приняли участие: региональный координатор проекта «Крепкая семья» партии «Единая Россия» в Кировской области, председатель «Благотворительного фонда имени Иоанна Богослова» Сусанна Аникитина-Юнгблюд, директор института психологии РГПУ им. А.И. Герцена, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО Лариса Цветкова, региональный координатор Федерального проекта «Крепкая семья» в Волгоградской области, депутат Волгоградской городской думы Иосиф Ефремов, представители федерального проекта «Крепкая семья» партии «Единая Россия» и др.

Научно-координационный совет РАО по вопросам семьи и детства призван осуществлять координацию усилий науки и практики в решении актуальных вопросов семьи и детства в нашей стране. Совет должен позволить, с одной стороны, оперативно транслировать запросы практики к науке, а с другой стороны, оперативно внедрять новейшие научные разработки по проблемам семьи и детства в практику работы регионов.

Автор: Психология семьи и детства — секция РПО

Тема: Психология семьи и детства — секция РПО

Проект закона о психологической помощи. Вопросы и ответы

Проект профессиональных стандартов нейропсихолога и медицинского психолога

Europsy Международное сотрудничество Съезды РПО
УЧИСЬ В МГУ!
Программы повышения квалификации по клинико-психологической реабилитации.
Цикл программ по клинико-психологической реабилитации
XVI Европейский психологический конгресс
ИЮЛЬ 2-5, 2019 МОСКВА, РОССИЯ