РПО Российское психологическое общество
RU / EN / 日本語
RU / EN / 日本語

Российское психологическое общество

Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО и Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA)

Поиск по сайту
Экспедиция в Мексику

Экспедиция в Мексику

02.04.2016

Научно-исследовательская экспедиция в Мексику кафедры психологической антропологии МПГУ и научно-образовательной площадки нашего университета лицея № 1553 имени В.И. Вернадского при участии секции «Психология развития личности» Московского психологического общества прошла в марте 2016 года. 

Участники занимались сбором материала по традиционной культуре уичолей, проживающих в штате Наярит. Основная работа шла в деревнях Эль-Потреро и Уайнамаота. Научный руководитель экспедиции – заведующий кафедрой психологической антропологии, профессор, к.пс.н. А.С. Обухов, инициатор и организатор экспедиции – заместитель начальника управления маркетинга и коммуникации К.С. Сальникова; фольклорист, специалист по истории искусств – доцент кафедры психологической антропологии, к.филол.н. И.С. Конрад, педагог по музыкальной традиционной культуре – преподаватель лицея № 1553, к.ф.-м.н. Е.Б. Баллад, координатор экспедиции в Мексике – преподаватель Автономного народного университета штата Пуэбла, Хуан Альберто Геваро Харамийо. В экспедиции приняли участие студенты факультета иностранных языков Данила Захаров, Галина Корнеева, Мария Лабай (испанская группа) и географического – Людмила Филимонова и Надежда Кузина, а также 10 лицеистов.

Поездка состоялась при поддержке благотворительного фонда «Дар» в рамках международного сотрудничества МПГУ со всемирной организацией по поддержке научно-технического творчества MILSET и национальной мексиканской молодежной ассоциацией RED.

В рамках экспедиции решался ряд научных задач (изучение специфики религии и обрядов жизненного цикла; исследовался аграрный обрядовый комплекс; было обращено внимание на особенности ритуальности; изучалась система семейно-родовых отношений и мира детства; отдельным блоком стоял подбор материала по прикладному творчеству уичолей), а также психолого-педагогических: студенты и лицеисты осваивали азы собирательской работы и получали навыки ведения самостоятельного исследования в области этнологии, фольклористики и психологической антропологии.

Уичоли – коренной народ Мексики, населяющий Западную Сьерра Мадре в штатах Наярит, Халиско и Дюранго. Испанское влияние, которому подверглось население страны, оказало большое влияние на религиозные установки (все уичоли – крещеные католики, имеющие испанские имена и фамилии; они отмечают значимые католические праздники; одной из главных святынь уичолей Эль-Потреро является статуя Черного Христа (ChristoNegro));административную систему (выбор общинников, губернатора деревни и т.п.). Однако предварительные результаты теоретической и экспедиционной работы показали невероятную устойчивость шаманистических воззрений и обядово-ритуального комплекса, а также мифологической истории, которая проявляется в жанровой системе устного народного и элементах прикладного творчества.

Одним из наиболее значимых событий для участников экспедиции стало посещение деревни Уайнамота в страстную пятницу. Вся предспасхальная неделя в данном месте сопровождается ритуальными действами, объединившими в себе языческие и католические традиции, породившие уникальный синкретичный комплекс амбивалентных представлений о мире и как следствии – поведении участников и обряда и паломников, приходящих к местной святыне: статуя Черного Христа является объектом поклонения, к ней приходят с просьбами об излечении, личном счастье и благополучии.

Отличительной особенностью этой экспедиции стала большая коллекция музыкального материала: были записаны современные песни на учичольском (молодежный фольклор), а также традиционная музыка, исполняющаяся на деревенских праздниках.

Для студентов и лицеистов местные жители проводили мастер-классы по изготовлению ниерик (картин из ниток и бисера, крепящихся на основу с помощью воска), бисероплетению, приготовлению традиционных блюд мексиканской кухни.

Одной из целей исследования была работа с местными детьми: уже много лет профессором А.С. Обуховым ведется сбор рисунков на тему «Мой мир», «Чужой мир», «Мое будущее, «Будущее моей деревни», в которых малыши и подростки в художественной форме выражают свои ответы на данные вопросы, являющиеся формой репрезентации установок и ожиданий.

В течение всей поездки студенты МПГУ занимались не только переводами и сбором собственно этнологического материала, но и изучали под руководством преподавательского состава основы исследовательского метода обучения: особенности взаимодействия с начинающими исследователями, правила постановки целей и задач, работа с эмпирическим материалом. Все эти навыки могут быть применены ими в собственной практике. Само по себе погружение в инокультурную среду, тем более настолько отличную от привычной нам системы существования, формирует широкие представления о мире и является своеобразным тренингом по работе в поликультурной среде, что в нынешней ситуации миграционных процессов приобретает особое значение. Также студенты получили дополнительный материал, который может быть использован ими на уроках.


Автор: Секция Психологии развития личности

Тема: Секция РПО: Психология развития личности

Проект закона о психологической помощи. Вопросы и ответы

Проект профессиональных стандартов нейропсихолога и медицинского психолога

Europsy Международное сотрудничество Съезды РПО
УЧИСЬ В МГУ!
Программы повышения квалификации по клинико-психологической реабилитации.
Цикл программ по клинико-психологической реабилитации
XVI Европейский психологический конгресс
ИЮЛЬ 2-5, 2019 МОСКВА, РОССИЯ