РПО Российское психологическое общество
RU / EN / 日本語
RU / EN / 日本語

Российское психологическое общество

Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО

Поиск по сайту
5 апреля 2024 г. ушла из жизни Ирина Алексеевна Зимняя

5 апреля 2024 г. ушла из жизни Ирина Алексеевна Зимняя

08.04.2024
5 апреля 2024 г. ушла из жизни Ирина Алексеевна Зимняя

5 апреля 2024 г. ушла из жизни известный отечественный психолог и педагог, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО Ирина Алексеевна Зимняя (1931 – 2024).

В 1954 г., окончив 1-й Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза (1-й МГПИИЯ им. М. Тореза), И.А. Зимняя начала исследования по психологии восприятия речи, психологических основ обучения иностранному языку. Обладая прекрасными педагогическими и организаторскими способностями, в МГПИИЯ Ирина Алексеевна прошла путь от ассистента кафедры психологии до заведующей (с 1973 по 1990 г.) данной кафедрой. В этот период деятельности она тесно сотрудничала с такими учеными, как Н.И. Жинкин, В.А. Артемов, Л.А. Чистович, А.Н. Соколов. Результатом исследований стали защиты кандидатской («К вопросу о восприятии речи», 1961) и докторской («Психология слушания и говорения», 1974) диссертаций, несколько монографий, среди которых «Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке», 1978; «Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного)», 1989. С 1990 по 2010 г. И.А. Зимняя являлась главным научным сотрудником и заведующей сектором «Гуманизация образования» Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов.

Неоценим вклад И.А. Зимней в теорию обучения иностранному языку, прежде всего английскому. Она разработала собственную теорию, на которой строится вся система обучения иностранному языку в России. Взгляды И.А. Зимней на подготовку учителей иностранного языка и сегодня звучат остроактуально: «Учитель должен говорить с детьми на иностранном языке от начала и до конца. И в классе, и на перемене»; «Самое важное в подготовке учителя – это отбор по компетенциям. Если владеет необходимым набором компетенций – можно допускать дальше. Второе – это творчество» (из интервью с И.А. Зимней).

Научные интересы ученого были очень широкими. Помимо психологии речевой деятельности, психолингвистики, лингводидактики, И.А. Зимняя занималась методологическими проблемами современного образования, гуманизации образовательного процесса, исследовательской деятельности в образовании, организацией социальной работы в стране (благодаря ее научно-организаторской деятельности была введена новая для Российской Федерации специальность – социальная работа), а также созданием учебников для вузов («Педагогическая психология», 1997, 2010).

Постоянное стремление расширить зону исследовательского поиска привели И.А. Зимнюю в начале 2000-х гг. к разработке проблем компетентностного подхода в отечественной психологии. Именно в работах И.А. Зимней («Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании», 2004; «Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение», 2020) мы находим разведение понятий «компетенция» и «компетентность», наиболее полную классификацию компетенций, в том числе тех, что непосредственно относятся к изучению языка. Многим памятны блистательные доклады И.А. Зимней в Психологическом институте РАО о понятиях «компетенция» и «компетентность», породившие плодотворные дискуссии (см. программные статьи в журнале «Иностранные языки в школе» – «Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании», № 6/2012; «Коммуникативная компетентность и речевая деятельность» (совм. с И.А. Мазаевой), № 12/2014).

И.А. Зимней написано свыше 350 научных работ. Она, без сомнения, ученый мирового уровня, труды которого опубликованы на нескольких иностранных языках (английском, немецком, итальянском, финском и др.). Ирина Алексеевна была замечательным учителем и наставником, чья неустанная деятельность привела к созданию собственной научной школы. Под ее руководством защищены 10 докторских и более 70 кандидатских диссертаций по психологическим и педагогическим наукам. За вклад в современную психологию, теорию и практику среднего и высшего образования И.А. Зимняя была удостоена звания Заслуженный деятель науки РСФСР (1989), награждена медалью имени К.Д. Ушинского (1991), знаком «Почетный работник высшей школы РФ» (1994), золотой медалью РАО «За достижения в науке» (2007), Орденом почета (2007).

Российское психологическое общество выражает искренние соболезнования родным и близким, коллегам и ученикам Ирины Алексеевны. Все, кто знал Ирину Алексеевну, кто знаком с научными трудами ученого, будут долго помнить ее как выдающегося исследователя, замечательного наставника и незаурядного человека.

Автор: Дирекция РПО

Проект профессиональных стандартов нейропсихолога и медицинского психолога

День психлога Международное сотрудничество Съезды РПО