RU / EN / 日本語

Российское психологическое общество

Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО
и Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA)

32 Международный конгресс по психологии 2020, 19-24 июля, Прага.Проект закона
о психологической помощи. Вопросы и ответы
Проект
профессиональных стандартов нейропсихолога и медицинского психолога
УЧИСЬ В МГУ!
Программы повышения квалификации по клинико-психологической реабилитации.
Цикл программ по клинико-психологической реабилитации

Europsy Международное сотрудничество Съезды РПО Европейский психологический конгресс 2019, 2-5 июля, Москва!
Реализация проекта «Социокультурное опосредование восприятия нарушений психического здоровья и психологического благополучия: разработка этических принципов диагностики и оказания психологической помощи в условиях этнокультурного многообразия»

Реализация проекта «Социокультурное опосредование восприятия нарушений психического здоровья и психологического благополучия: разработка этических принципов диагностики и оказания психологической помощи в условиях этнокультурного многообразия»

23.01.2020

Реализация проекта «Социокультурное опосредование восприятия нарушений психического здоровья и психологического благополучия: разработка этических принципов диагностики и оказания психологической помощи в условиях этнокультурного многообразия»
(проект №17-29-02506 при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований)

Руководитель проекта – доцент кафедры методологии психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук Р.С. Шилко

Проект направлен на разработку инновационного методологического аппарата, реализующего этические принципы в области психического здоровья и психологического благополучия.

В 2018-2019 гг. были достигнуты следующие результаты по проекту:

  1. Был проведен аналитический обзор существующих исследований и подходов к изучению этнокультурной компетентности и её роли в понимании психического здоровья, организации эмпирических исследований, интерпретации их результатов и психологической помощи.
  2. Выявлены сложности в определении самого понятия и ограничения существующих моделей и подходов к рассмотрению этнокультурной компетентности и связанным с ней феноменам.
  3. Проведен анализ основных направлений, целей и контекстов, в которых применяются различные методы формирования и развития этнокультурной компетентности, и предпринята попытка оценки их сильных и слабых сторон.
  4. Описаны результаты исследования социокультурной обусловленности категориальной структуры представлений о психическом здоровье, его нарушениях и психологическом благополучии на декларируемом и неосознаваемом уровнях у студентов-психологов с использованием современных психофизиологических методов (процедуры перцептивно-семантического ассоциирования) в отношении категорий, связанных с психическим здоровьем, психологическим благополучием, и категорий, обозначающих базовые эмоции человека. Были имплицитно зафиксированы субъективные связи эмоций и категорий, репрезентирующих психическое здоровье и психологическое благополучие.
  5. Представлены результаты сравнительного эмпирического исследования социокультурной обусловленности восприятия нарушений психического здоровья с участием респондентов в шести округах Российской Федерации с различным этнокультурным составом населения. Анализ результатов исследования позволил выявить прочные связи между оценкой физического здоровья и эмоциональным состоянием респондентов, уровнем их психологического благополучия, выраженностью негативного и позитивного аффектов, которые, тем не менее, имеют свои особенности в разных возрастных группах, а также у респондентов разного пола.
  6. Также было проведено небольшое исследование психологического благополучия несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в воспитательной колонии и ожидающих решения суда в следственном изоляторе. Установлено, что у подростков, отбывающих наказание в воспитательной колонии, уровень психологического благополучия значимо выше, а эмоциональное состояние и переживаемые чувства носят значимо более позитивный характер по сравнению с подростками, ожидающими решения суда в СИЗО.

Результаты работы научного коллектива по проекту представлены в следующих публикациях:

  1. Шайгерова Л.А., Долгих А.Г., Ушков Ф.И., Алмазова О.В. (2019). Роль различных источников социально-психологической поддержки в субъективном благополучии несовершеннолетних, ожидающих решения суда в следственном изоляторе // Прикладная юридическая психология. №4.
  2. Шилко Р.С., Долгих А.Г., Алмазова О.В. (2019). Эмоциональное состояние несовершеннолетних правонарушителей: от СИЗО до воспитательных колоний // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Вып.2.
  3. Shaigerova L., Shilko R., Dolgikh A., Vakhantseva O., Almazova O. (2019). The study of socio-cultural influence on the perception of factors affecting health: comparative analysis of two regions of Russia// Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). P. 1845.
  4. Шилко Р. С., Шайгерова Л.А., Долгих А.Г., Ваханцева О.В., Егоров С.Ю. (2018). Социокультурное опосредование восприятия нарушений психического здоровья // Междисциплинарные подходы к изучению психического здоровья человека и общества. Материалы научно-практической конференции (29 октября 2018 г., Москва): Сборник материалов: Часть 1 / под ред. Г.П. Костюка. – М.: «КДУ», «Университетская книга». С. 157-168.
  5. Шилко Р.С., Долгих А.Г., Алмазова О.В. (2018). Измерение психического здоровья в образовательном пространстве: шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы I Международной научно-практической конференции (10-11 октября 2018 г., Санкт-Петербург) / Под общей редакцией Л.А. Цветковой, Е.Н. Волковой, А.В. Микляевой. В 2-х частях. Часть 1. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. С. 278-283.
  6. Shilko R., Kiselnikov A., Shaigerova L., Dolgikh A., Vakhantseva O., Kipiani A. (2019). To opportunity of implicit measurement of positive mental health representations and psychological well-being// European Psychiatry. The Journal of the European Psychiatric Association. Abstracts of the 27th European Congress of Psychiatry. Warsaw, Poland. 6-9 April 2019.V. 565
  7. Shaigerova, L., Kiselnikov, A., Shilko, R., Zinchenko, Y., and Vinitsky, D. (2019). Implicit color-emotional diagnostics of subjective representation of mental health and psychological well-being. In Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow), 1347–1348. Moscow University Press Moscow.
  8. Шайгерова, Л. А., Шилко, Р. С., Зинченко, Ю. П., Долгих, А. Г., and Ваханцева, О. В. (2018). Культурная детерминация психического здоровья и психологического благополучия: методологические вопросы.  Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, (2):3–23.
  9. Шайгерова, Л. А., Шилко, Р. С., and Долгих, А. Г. (2018). Этнокультурная обусловленность психического здоровья и психологического благополучия. In Поляковские чтения - 2018 (к 90-летию Ю.Ф.Полякова). Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием 15-16 марта 2018. Под ред. Н.В.Зверевой, И.Ф.Рощиной, С.Н. Ениколопова. ISBN 978-5-94051-148-9, Нет. ООО "Сам Полиграфист" Москва.

Результаты проекта были представлены на следующих конференциях:

27th European Congress of Psychiatry, Варшава, Польша, 6-9 апреля 2019 г.

XVI European Congress of Psychology, г. Москва, Россия, 2-5 июля 2019 г.

II Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», г. Санкт-Петербург, 10-11 октября 2019 г.

I Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», г. Санкт-Петербург, 10-11 октября 2018 г.

Автор: Секция РПО: Этнокультурные исследования

Все новости