RU / EN / 日本語

Российское психологическое общество

Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО
и Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA)

Европейский психологический конгресс 2019, 2-5 июля, Москва!Проект закона
о психологической помощи. Вопросы и ответы
Проект
профессиональных стандартов нейропсихолога и медицинского психолога
УЧИСЬ В МГУ!
Программы повышения квалификации по клинико-психологической реабилитации.
Цикл программ по клинико-психологической реабилитации

Europsy Международное сотрудничество Съезды РПО
К юбилею Евгения Павловича Ильина

К юбилею Евгения Павловича Ильина

20.03.2013

20 марта 2013 года Евгению Павловичу Ильину, Заслуженному деятелю науки Российской Федерации, доктору психологических наук, кандидату биологических наук, профессору исполняется 80 лет.

Прежде чем заняться изучением психологических проблем, Е.П.Ильин проделал довольно сложный путь, получив широкое биологическое образование вначале высшее медицинское, а затем за годы обучения в аспирантуре ЛНИИФК и физиологическое. Интерес к физиологии Е.П.Ильин начал проявлять еще будучи студентом второго курса, и к окончанию института им был собран экспериментальный материал, послуживший фундаментом для написания в дальнейшем кандидатской диссертации. В 1956 году на Всероссийской конференции студентов медицинских институтов исследование Е.П.Ильина получило диплом и премию второй степени. А в следующем году появились первые публикации Е.П.Ильина во всесоюзном журнале и сборнике научных работ кафедры физиологии.

В 1962 году Евгений Павлович защитил на биофаке ЛГУ кандидатскую диссертацию по биологии на тему «О симметрии и асимметрии в деятельности двигательного анализатора человека».

В дальнейшем он продолжил свою деятельность как физиолог в лаборатории физиологии труда ЛГУ, при устройстве на работу в которую большую роль сыграл Борис Федорович Ломов, заведовавший в то время лабораторией индустриальной (а потом инженерной) психологии. Дело в том, что обе лаборатории находились в одном здании напротив друг друга, и руководитель лаборатории физиологии труда заимствовал для Е.П.Ильина хоздоговорную ставку младшего научного сотрудника у Бориса Федоровича. Таким образом, Е.П.Ильин официально числился сотрудником лаборатории инженерной психологии с января 1963 года.

С 1964 года Евгений Павлович стал сотрудником лаборатории инженерной психологии не только де юре, но и де факто. Борис Федорович через полгода назначил Евгения Павловича руководить группой референтов, что по сути явилось первым шагом к его психологическому самообразованию. Этому способствовала и творческая, демократическая атмосфера, созданная Борисом Федоровичем в лаборатории, проведение регулярных семинаров по проводимым исследованиям.

После создания в ЛГУ в 1966 году факультета психологии Е.П.Ильин был зачислен в штат кафедры эргономики и инженерной психологии, сначала как старший преподаватель, а затем и.о. доцента, выполняя обязанности заместителя заведующего кафедрой, а после отъезда Б.Ф.Ломова в Москву – и.о. заведующего кафедрой. В 1968 году при консультации Бориса Федоровича Е.П.Ильин защитил докторскую диссертацию по психологии на тему «Оптимальные характеристики работоспособности человека». Одним из официальных оппонентов был Борис Герасимович Ананьев. Докторская диссертация Е.П.Ильина была первой из 11, защищенных питерскими учениками Б.Ф.Ломова.

Следует отметить ряд интересных обстоятельств в научной биографии Евгения Павловича. Волей судьбы он получил первый диплом доктора психологических наук, а не доктора педагогических наук (по психологии), как писали до сих пор. Другой момент – в звании доцента Е.П.Ильин был утвержден месяц спустя после утверждения его ВАКом в докторской степени. «Черным» оппонентом был Константин Константинович Платонов, который ознакомившись с личным делом Е.П.Ильина, был немало удивлен, насколько он повторил путь самого Платонова. В самом деле, оба закончили медицинский вуз, оба были посланы работать в Читинскую область, оба изучали там уровскую болезнь на научно-исследовательской станции Ямкун, после стали заниматься физиологией и психологией труда, оба сделали предметом своего рассмотрения проблему способностей.

В 1969 году Евгений Павлович, желая получить самостоятельность в проведении исследований по ряду новых, заинтересовавших его проблем (в частности – дифференциальной психофизиологии и психологии спорта), принял приглашение занять должность профессора на кафедре теоретических основ физического воспитания и школьной гигиены факультета физического воспитания ЛГПИ им. А.И.Герцена. За время работы на этом факультете на базе организованной общественной лаборатории психофизиологии спорта и физического воспитания под руководством Е.П.Ильина было подготовлено 11 сборников научных трудов, в которых опубликовано более 250 работ сотрудников, аспирантов и студентов. В эти же годы Е.П.Ильин выпустил в издательстве «Просвещение» учебные пособия «Психофизиология физического воспитания» кн. 1 –1980, кн. 2 –1983), «Психология физического воспитания» (1987), общий тираж которых (70 тысяч!) разошелся в течение двух-трех недель.

С 1992 года Е.П.Ильин стал профессором кафедры психологии развития и образования на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А.И.Герцена, что было связано в первую очередь с обращением Евгения Павловича к общепсихологическим фундаментальным проблемам: воле, мотивации, эмоции. И такой поворот в исследовательских интересах не был спонтанным. Свое понимание структуры мотива Е.П.Ильин вынашивал в течение четверти века и кратко изложил еще в 1980 году в своем первом учебном пособии. Подход к проблеме воли был обусловлен диагностикой волевых качеств у спортсменов еще в 70-х годах прошлого века. Изучение состояния монотонии привело Е.П.Ильина к рассмотрению состояний человека с позиции функциональной системы.

В результате с 2000 года Е.П.Ильиным в издательстве «Питер» был опубликован ряд фундаментальных монографий: «Психология воли», «Мотивация и мотивы», «Эмоции и чувства», «Психология индивидуальных различий», «Пол и гендер» и др.

Большой вклад внесен Е.П.Ильиным с учениками в разработку методик для психодиагностики. Так, двигательные экспресс-методики изучения свойств нервной системы успешно используются в диагностической практике психологов труда и спорта. Разработаны диагностические экспериментальные методики выявления волевых качеств, и др.

Много труда Е. П. Ильин вложил в подготовку научных и педагогических кадров. В течение многих десятков лет он является членом различных диссертационных советов, более 100 раз выступал в качестве официального оппонента на защите докторских и кандидатских диссертаций. Его учениками защищено 7 докторских и 47 кандидатских диссертаций.

Научно-педагогическая деятельность Е.П.Ильина отмечена рядом наград. Он является лауреатом Всероссийского конкурса психологов «Золотая психея» в номинации «Патриарх психологии», лауреатом и обладателем золотой медали Всероссийского выставочного центра. Он награжден значком «Отличник просвещения СССР», Дипломом Олимпийского комитета России, медалью Международной академии психологических наук за научные заслуги «Человеческий фактор». Его книги неоднократно отмечались дипломами на различных конкурсах. В настоящее время Е.П.Ильин продолжает свою педагогическую и научную деятельность на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А.И.Герцена. Коллектив института поздравляют Евгения Павловича с юбилеем и желают ему здоровья, долголетия и новых творческих успехов. 

Тема: Сайт РПО

Все новости