РПО Российское психологическое общество
RU / EN / 日本語
RU / EN / 日本語

Российское психологическое общество

Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО

Поиск по сайту
Архив событий

Первый Международный симпозиум по культурно-исторической психологии «Актуальные проблемы культурно-исторической психологии», 17-19 ноября 2020 г, г. Новосибирск

11.07.2020

Фонд Выготского Л.С.;
Сибирский центр Л.С. Выготского;
Новосибирский государственный педагогический университет;
Секция по культурно-исторической психологии Российского Психологического Общества (РПО);
Новосибирское отделение РПО;
Союз наукоградов России;
Рыбаков Фонд.

Памяти Елены Евгеньевны Кравцовой, внучке Л.С. Выготского посвящается

Приглашаем Вас принять участие в Первом международном симпозиуме культурно-исторической психологии по теме «Актуальные проблемы культурно-исторической психологии», который будет проходить на базе Новосибирского государственного педагогического университета с 17 по 19 ноября 2020 года.

Симпозиум проводится с целью развития культурно-исторической психологии, развития международного научного сотрудничества, укрепления и расширения международных связей, закрепления научных достижений в области гуманитарных направлений.

Научная проблематика симпозиума носит междисциплинарный характер и будет интересна специалистам различных гуманитарных специальностей: психология, философия, методология, социология, культурологи, филология, лингвистика и т.д.

Основные направления работы симпозиума обсуждались с Еленой Евгеньевной Кравцовой, внучкой Льва Семеновича Выготского, продолжившей вклад семьи в идеи и дела культурно-исторической психологии. В ее светлую память проводится данный симпозиум.

По мнению Л.С. Выготского психология на протяжении своей истории переживает системный методологический кризис, распадаясь вновь и вновь на противоположные и конфронтируюшие школы, исследовательские подходы. В период переживания современной психологической наукой поиска новых ориентиров, охватывающих методологию, предмет и метод психологии сегодня мы обращаемся к культурно-исторической психологии, как к традиции, шагнувшей сквозь время почти на столетие.

Л.С. Выготский мечтал о новой единой психологии с единым предметом и собственным методом. Развитие идей Льва Семеновича Выготского его учениками, вторым и третьим поколениями психологов Д. Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, Е.Е. Кравцовой, Г.Г. Кравцовым и другими привело к упрочению, углублению и расширению основных принципов и фундаментальных понятий культурно-исторической психологии, что позволяет двигаться дальше, объединяя усилия разных направлений.

Новая психология, по мнению Л.С. Выготского, исследует единицы анализа целостной психики. В работе «Мышление и речь», статье "Проблема умственной отсталости" и других работах в качестве единиц были выделены возраст, переживание, личность и другое. Продолжение исследований в этом направлении является одной из важнейших задач современности. Возвращение и снятие подмен, вытеснений, совершенных разными научными подходами, идеи развития личности как саморазвития путем овладения с помощью психологических орудий-средств собственной психикой и поведением актуально в решении вопросов развития общества, обучения и воспитания.

Ключевым понятием для культурно-исторической психологии выступает личность, что делает, по мнению Л.С. Выготского психологию живой наукой, не могущей применять естественнонаучные методы исследования. Дальнейшее развитие экспериментально-генетического (формирующего) метода Л. С. Выготского предполагает расширение методологической и методической базы качественных методов анализа в психологии.

В современной возрастной психологии нет полной картины, дающей представление о развитии личности ребенка в свете основополагающих понятий культурно-исторической концепции. Некоторые из выделенных Л.С. Выготским характеристик с позиций современных психологических данных требуют уточнения и переосмысления. Основные концепции культурно-исторической психологии, породившие научные дискуссии и, тем самым, проблемы в теории и практике психологии: социальная ситуация развития, социальные взаимодействия и обучение, высшие психологические процессы, сознание, смысл и значение, личность и ее развитие, воля и произвольность, воспитание инициативности и другие, актуальны по сей день.

Современная социальная ситуация развития, обусловленная цифровыми технологиями, внедряемыми в обучении, воспитании, трудовой деятельности, с одной стороны, приводит к новым формам отношений между субъектами взаимодействия, с другой стороны, требует осмысления и выделения ценного в отношениях нецифровой среды для трансформации в новые условия развития высших психологических процессов и воспитания субъектности. Поиск решения возникающих противоречий разными специалистами и специалистами, способными объединиться в междисциплинарные проекты, является первостепенной задачей многих гуманитарных наук, в том числе, культурно-исторической психологии.

Основные направления работы симпозиума

  1. Культурно-историческая психология – взгляд сквозь время.
  2. Проблемы освоения культурно-исторического опыта в цифровых технологиях дошкольного, школьного и профессионального образования.
  3. Культурно-историческая психология и способы жизнедеятельности в информационном пространстве.
  4. Культурно-историческая концепция развития мышления и современные аксиологические риски, обусловленные цифровой средой.
  5. Перспективы культурно-исторической психологии во взаимодействии субъектов с искусственным интеллектом.
  6. Теория и практика культурно-исторической психологии в профессиональной деятельности.
  7. Основания профориентации и профессионального самоопределения в культурно-исторической психологии.
  8. Личность в культурно-исторической психологии и современные практики развития личности.
  9. Культурно-историческая психология и развитие личности в дошкольном и школьном образовании.
  10. Культурно-историческая психология о сущности и развитии рефлексии.
  11. Современное развитие культурно-исторической психологии в работе с детьми с ОВЗ.
  12. Культурно-историческая психология: «за» и «против» инклюзии.
  13. Современные практики освоения семиотических средств: проблемы и пути разрешения.
  14. Развитие идей культурно-исторической психологии об искусстве в современных условиях развития человека.
  15. Развитие идей культурно-исторической психологии о психологических процессах в современных условиях дошкольного, школьного и профессионального обучения.
  16. Связь культурно-исторической психологии с современными естественно-научными исследованиями.
  17. Современные социальные коммуникации в контексте культурно-исторической психологии.
  18. Культурно-исторический подход в формировании управленческой культуры.

Симпозиум предполагает очное участие (выступление с докладом; участие в работе секции) и заочное (видео доклад; стендовый доклад; статья в сборник материалов симпозиума; участие с получением ссылки на материалы симпозиума).

По вопросам просим обращаться в оргкомитет по электронной почте orgcom.vyg1@gmail.com или WhatsApp +79139315396 Татьяна Эдуардовна Сизикова.

Оргкомитет первого международного симпозиума по культурно-исторической психологии


Дата проведения: 17-19 ноября 2020 г

Место проведения: Новосибирский государственный педагогический университет

Проект профессиональных стандартов нейропсихолога и медицинского психолога

День психлога Международное сотрудничество Съезды РПО