Круглый стол VI форума программы «Святость материнства»
Председатель научного Совета Российской академии образования по вопросам семьи и детства Артур Реан на круглом столе VI форума программы «Святость материнства» рассказал об опыте и перспективах преподавания учебного курса «Семьеведение» («Основы семейной жизни»), который в течение многих лет разрабатывается в России и уже преподается в ряде регионов, но пока в качестве факультатива или классных часов.
По его словам, необходимость преподавания этого курса для старшеклассников российских школ вызвана печальной ситуацией в обществе: кризисом института семьи и увеличением количества разводов. К слову, в мире, в абсолютном большинстве стран, наблюдается та же тенденция.
— Мы провели исследование среди семи тысячи старшеклассников разных федеральных округов страны и выяснили, что в сознании молодёжи семья занимает лидирующие позиции и даже выходит на первое место среди других ценностей, — сказал Артур Реан. — Большинство на вопрос «Кто такой счастливый человек?» ответили, что это тот, кто имеет семью и детей. Тогда почему в стране такой большой процент разводов? Молодёжи нужны навыки и знания в построении семьи.
Как рассказал эксперт, лучше всего получить навыки и знания в своей родительской семье. Правда, более половины опрошенных российских учеников не видят свою семью похожей на родительскую. Получается, если собственных знаний не хватает, а пример близких не кажется идеалом для подражания, на помощь должны прийти специализированные образовательные курсы семьеведения.
— Артур Конан Дойл в частном письме своему знакомому писал: «Ни семья является основой общества, а счастливая семья», - продолжил Артур Реан. - Надо понимать, что курс «Семьеведение», конечно, не решит проблему, а подскажет, как действовать в трудной ситуации. Это, скорее, просветительская работа по подготовке к семейной жизни.
50-часовой курс ориентирован на школьников с 9 по 11 классы, хотя специалисты считают, что нужно привлекать и учеников начальной школы, и даже детсадовцев.
Также стоит проблема и с наличием компетентных кадров, которых нужно набирать, безусловно, из числа педагогов с приличным стажем и жизненным опытом.
По мнению Артура Реана, вредно формировать у молодёжи представление о семье исключительно как о сказке о любви. Обязательно стоит рассказывать о трудностях семейной жизни. Лучше всего это делать на живых примерах, например, приглашая на уроки семейные пары с полувековым стажем.
— Важно, чтобы курс «Семьеведение» стал личностно значимым для детей, - объяснила заведующая кафедрой психологии личности Санкт-Петербургского государственного университета Светлана Костромина. - Это значит, что они должны ориентироваться на проблемы здесь и сейчас. Урок должен отвечать на вопросы: как знакомиться? как ухаживать? что делать, если тебе отказали?
Светлана Костромина предложила обучать основам семейной жизни в рамках других дисциплин, например литературы.
— Рассказывая о «Слове о полку Игореве», учитель параллельно может затронуть темы: как жена ждала главного героя? как хранила ему верность? что делали дети в это время? - отметила завкафедрой психологии личности.
Заместитель начальника управления образования администрации Владимира Дмитрий Лавров поделился опытом аналогичного урока в школах своего региона.
— С 1996 годы во владимирских школах в рамках классных часов преподаётся курс «Семья, нравственность, культура, здоровье», разработанный детским социально-педагогическим центром и НИРО, - отметил Дмитрий Лавров. - Но этого, по мнению большинства специалистов, оказалось недостаточно. Курс, который должен быть межпредметным, необходимо вводить в основную программу, преподавателям которой важна мощная методическая поддержка.
Автор: Психология семьи и детства — секция РПО
Источник: https://rg.ru/2018/11/15/reg-szfo/v-rossijskih-shkolah-planiruetsia-vnedrit-kurs-semevedeniia.html