Выход четвертого номера журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология»
Для факультета психологии МГУ, его преподавателей и студентов, особенно важна нравственно-этическая и мировоззренческая позиция Выготского; его личностное отношение к науке, поскольку в создании факультета огромную роль сыграли его ближайшие ученики и коллеги – А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.Д. Эльконин, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник и др. Большинство статей этого номера подготовлено именно их учениками или учениками уже их учеников. Так что, согласно известному выражению, многие авторы номера находятся на дистанции одного-двух личных «рукопожатий» от Льва Семеновича Выготского.
Раздел «Теоретические исследования» открывает статья Т.Ю. Базарова, Е.П. Белинской и О.А. Тихомандрицкой о перекличке идей культурно-исторической теории и социальной психологии. Статья Н.Е. Вераксы посвящена диалектическому анализу как методу исследования в работах Л.С. Выготского. Тема переживания и «идеальной формы» в структуре социальной ситуации развития рассматривается в работе О.А. Карабановой. Раздел продолжает статья Е.В. Субботского о натуральных психических функциях как источнике живого сознания. Исследования зарубежных коллег представлены статьей «“Мосты или стены”: к вопросу о переводе на иностранные языки понятий культурно-исторической теории» бразильских психологов Э. Тунес и З.Р. Престес. Проблема обучения и развития субъектности обсуждается в статье Г.А. Цукерман и О.Л. Обуховой.
В разделе «Эмпирические исследования» освещается проблематика взаимосвязи объема словарного запаса и понимания эмоций у детей 5-7 (авторы Д.А. Бухаленкова, А.Н. Веракса, У.Д. Гусева, Е.С. Ощепкова); тема переживания «семейной боли» в контексте культурно-исторического подхода (авторы А.М. Луценко и А.С. Спиваковская), а также соотношение своеобразия личностных характеристик и профессиональной деятельности актеров (авторы В.С. Собкин, Т.А. Лыкова).
Третий раздел «История психологии» представлен несколькими работами, осмысляющими работы Л.С. Выготского в современном научном контексте. Так, статья Н.Н. Вересова посвящена истории развития культурно-исторической теории и ее современному восприятию; Т.Д. Марцинковская анализирует время в творчестве Л.С. Выготского; В.С. Собкин рассматривает метаморфозы оценки отечественными психологами работы Л.С. Выготского «Психология искусства». Особый интерес в данном разделе представляет статья Н.Л. Савченко и М.В. Сиян, в которой рассматриваются тексты трех неизвестных ранее писем Л.С. Выготского к Э.И. Хейфец.
Завершает номер статья Г.Г. Кравцова и О.Г. Кравцова «О классичности «неклассической» психологии», в которой подчеркивается роль Выготского как создателя научной психологии будущего.
Представляя этот номер журнала, надеемся, что опубликованные в нем материалы вызовут живой отклик читателей.