Нижегородское отделение

Российского психологического общества

Приволжский федеральный округ
РПО

О Нижегородском отделении РПО

Психология в Нижнем Новгороде: исторический портрет

При знакомстве с биографическим и научным историко-психологическим материалом Нижегородской области, возвращая незаслуженно забытые имена психологов, разрушается образ российской провинции как второстепенной составляющей российской науки.

Нижний Новгород, находящийся вдали от крупных культурных центров, в области психологии представлял собой интересную картину.

В Печерском училище, потом – в Нижегородской духовной семинарии учился сын священника из с. Тимонькино Вениамин Алексеевич Снегирёв (1841-1889). После окончания Казанской духовной академии и став там профессором, он стал известным логиком и психологом, философом-идеалистом. Его перу принадлежать много интересных работ.

Еще один психолог религиозно-философского направления – Николай Михайлович Боголюбов (1872-1932), психолог и богослов, протоиерей РПЦ. Учился в Нижегородской духовной семинарии, потом в Московской духовной академии, после окончания которой вернулся в Нижний Новгород, преподавал логику, психологию, историю философии и дидактики в Нижегородской духовной семинарии и педагогику в Нижегородском Мариинском институте благородных девиц, был главным редактором «Нижегородского церковно-общественного вестника». В написанных им статьях и книгах «Гоголь (Психологическая характеристика его творчества)», «Творение и искупление. Выяснение значения этих догматов для решения вопроса жизни», «Современный индивидуализм и “интеллигентное мещанствоˮ», «Алексей Степанович Хомяков (историко-психологический очерк)», «Философия религии» поднимал вопросы социальной психологии, психологии личности.

В Нижегородской мужской  гимназии работал Борис Васильевич Лавров (г.р.1880) – преподаватель психологии, автор учебника «Курс психологии (для гимназий и самообразования)». Когда в 1918 г. в Нижнем Новгороде открылся Нижегородский университет, Б.В. Лавров стал там первым деканом историко-филологического университета, вел экспериментальную психологию и психологию творчества. Именно в это время пришли работать в НГУ ученики Г.И. Челпанова, выпускники Московского университета – А.Ф. Лосев, Н.В. Петровский и П.С. Попов (1919-1921 гг.). За сравнительно небольшой период времени работы, совпавший со становлением высшей школы в Нижнем Новгороде, Н.В. Петровский, как и Б.В. Лавров, преподававший психологию, подготовил историко-филологический факультет к созданию кафедры психологии.

В начале  1920-х гг. в НГУ  преподавал педагогику  представитель    московской  психологической  школы,  также  ученик  Г.И. Челпанова – В.М. Экземплярский (1889-1957) до приезда в Нижний Новгород педолога и психотехника из Белоруссии Серафима Михайловича Василейского (1888-1961). Он начал работу в Нижегородском университете, но в 1930 г., после выделения из университета отдельных факультетов и преобразования их в институты, перешел на работу в Нижегородский педагогический институт, где работал практически до самого конца жизни.

В 1920-х-19230-х гг. психологами Нижнего Новгорода была широко развернута практическая работа, как педологическая (в педологической лаборатории), так и психотехническая (например, в психотехнической лаборатории Нижегородского автозавода, возглавлявшаяся К.К. Платоновым).

Мы назвали самые яркие фигуры нижегородских психологов, но многие имена пока остаются неизвестны.

Позиционируя себя как активную часть психологического сообщества, психологи из губернских городов распространяли и пропагандировали достижения науки психологии, формировали ее образ.