Рубцов Виталий Владимирович
Актуальное членство в РПО: полноправный член РПО
Статус в РПО: член Президиума РПО
Дата рождения: 20.10.1948
Образование: Специальность
Учебное заведение:
1966-1972 — физико-энергетический факультет Московского инженерно-физического института (МИФИ).
Ученое звание: профессор
Ученая степень: доктор психологических наук
Должность: Президент МГППУ
Место работы: Московский городской психолого-педагогический университет
Членство в государственных академиях наук РФ: академик РАО
E-mail: rectorat@list.ru
RuPsyID: 2011-a-0017
Отделение РПО: Московское отделение РПО
Субъект РФ: город Москва
Город: Москва
Заслуженный деятель науки РФ, Президент Федерации психологов образования России, вице-президент Российского психологического общества (РПО), член Президиума РАО, почетный профессор Висконсинского университета (Мэдисон, США), Лауреат премий Президента РФ и Правительства РФ в области образования. Награждён Орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, Орденом Дружбы.
Профессиональную деятельность начал в Научно-исследовательском институте Общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (НИИ ОиПП АПН СССР, ныне – Психологический институт Российской академии образования (ПИ РАО), в лаборатории «Психическое развитие детей младшего школьного возраста», которой заведовал В.В. Давыдов.
В 1978 году защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Психологические особенности введения школьников в область теоретических понятий (на материале физики)». Последующая исследовательская деятельность Виталия Владимировича Рубцова связана с областью информационных и коммуникативно-распределенных систем обучения.
В 1981 году он возглавил лабораторию «Средства управления учебной деятельностью», переименованную в 1986 году в лабораторию «Психологические основы использования ЭВМ в обучении».
В этот период под его руководством разрабатывались психологические требования и рекомендации к использованию технических средств и систем в обучении, велись исследования в области новых (информационных) технологий обучения и их влияния на развитие детей. Разрабатывалась концепция обучения, основанная на положении о совместно-распределенных формах учебной деятельности, направленная на решение широкого круга задач общей, педагогической и возрастной психологии.
Исследовались психологические закономерности и механизмы организации совместной учебной деятельности и генеза познавательных действий у ребенка. Был обоснован вариант генетико-моделирующего метода, позволяющего изучать генез учебно-познавательных действий, выявлены психологические условия организации совместных учебных действий (распределение, обмен, коммуникация, взаимопонимание, групповая рефлексия), получены данные о развитии этих действий в зависимости от возраста учащихся.
Результаты этих исследований были обобщены в монографии «Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения» (М., 1987; перев. на англ. язык, 1991) и защищены в качестве докторской диссертации: «Психологические основы организации совместной учебной деятельности», 1988.
Дальнейшее направление исследований В.В.Рубцова связано с психолого-педагогическим обеспечением информатизации современного образования. Под его руководством выполнялся ряд государственных программ и международных проектов.
Рубцов являлся одним из организаторов VI и VII съездов ОП СССР, где был избран членом Президиума Центрального совета ОП СССР. После преобразования ОП СССР в ОП РФ (1994) был избран членом Президиума ОП РФ (1996).
С 1987 года возглавил лабораторию «Психология компьютерного обучения» (с 1992 года - «Психологические основы новых образовательных технологий»), где под его руководством разрабатываются новые информационные коммуникативно-ориентированные технологии обучения, проводятся углубленные исследования игровых, учебных и профессионально-ориентированных видов деятельности, основанных на использовании компьютерных средств («ЭВМ как средство учебной деятельности» / в соавт., 1990; «Логико-психологические основы новых технологий обучения и развития школьников» / ред. и соавтор, 1992).
В выполненных им работах представлена типология моделей, учитывающая возрастные возможности и особенности развития различных контингентов учащихся, что имеет важное значение для решения широкого класса задач обучения детей с проблемами в развитии.
Работы В.В.Рубцова по психологическим проблемам совместной деятельности, группового обучения, а в последнее время - развивающего образования широко известны в нашей стране и за рубежом.
Являясь членом Президиума РАО, председателем центрального регионального отделения РАО, Президентом Федерации психологов образования России, В.В.Рубцов ведет большую научно-исследовательскую, организационную и практическую работу.
Виталий Владимирович уделяет большое внимание подготовке кадров в области психологии.
С 1997 года он - ректор Московского городского психолого-педагогического института (в 2002 году институт успешно прошел аккредитацию Министерства образования РФ, по результатам которого вузу был присвоен статус университета).
Виталий Владимирович Рубцов является научным руководителем Службы практической психологии системы образования города Москвы. Под его руководством в 2006 году создана и внедряется инновационная модель психологического обеспечения образования, ориентированная на различные категории детей (в том числе детей-инвалидов и группы риска, детей мигрантов и пострадавших в чрезвычайных ситуациях), молодежи, педагогов, родителей.В.В. Рубцовым опубликовано более 200 научных работ, 57 из них – за последние 3 года, включая фундаментальные монографии по общей, возрастной и педагогической психологии.
Научная концепция В.В. Рубцова широко представлена на международном уровне. Он имеет звание иностранного профессора Висконсинского университета (1999, США), неоднократно участвовал в работе международных научных семинаров и конференций (Болгария, Германия, США, Италия, Франция, Великобритания, Дания, Япония, Греция), представлял отечественную науку на Европейских Конгрессах по генетической психологии, на Международных Конгрессах ЮНЕСКО «Информатика и образование», на Международных Психологических Конгрессах по теории деятельности, по прикладной психологии. В.В. Рубцов участвовал в совместном советско-американском проекте «Исследование проблем использования вычислительной техники в коммуникативных сетях ЭВМ в школьном образовании» (проект «ВЕЛХАМ»), международном проекте ЮНЕСКО «Влияние новых информационных технологий обучения на развитие детей » (проект «ITEC»).
Многие работы В.В.Рубцова переведены на английский, французский, немецкий, японский и другие языки.
Под его патронажем впервые изданы и переизданы труды выдающихся отечественных психологов Зеньковского В.В., Лопатина Л.М., Челпанова Г.И.
Ученики и последователи Виталия Владимировича успешно защитили 10 докторских и 32 кандидатские диссертации.
В.В.Рубцов является вице-президентом Российского психологического общества (РПО), членом Президиума РПО, членом экспертного совета Высшей аттестационной комиссии, председателем редакционно-издательского совета журналов «Вопросы психологии», «Психологическая наука и образование», «Вестник практической психологии образования», международного журнала «Культурно-историческая психология», членом редакционно-издательского совета двух международных журналов, членом редакционно-издательского совета «Европейского журнала психологии в образовании», членом редакционно-издательского совета журнала «Раннее развитие и родительство» (Голландия), членом Международной ассоциации «Educational Psychology», членом президиума «ISCRAT», руководителем российско-украинской секции ISCAR.
Рубцов В.В. является Президентом Федерации психологов образования России, под его руководством проходят ежегодные национальные научные конференции по проблемам практической психологии, интернет-конференции, телемосты, издаются специализированные научные журналы, входящие в перечень ВАК.
Рубцов В.В. является сопредседателем научного психологического журнала, издаваемого тремя университетами (МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ им. А.И. Герцена, МГППУ), Международного журнала культурно-исторической психологии.
Награды
За свою многогранную деятельность Виталий Владимирович удостоен ряда наград. За цикл исследований по основам социально-генетической психологии удостоен премии Президента РФ в области образования (1997 г.). Награжден медалью им. К.Д. Ушинского (1995г., 1998 г.), медалью «300 лет Российскому флоту» (1996 г.), медалью «В память 850-летия Москвы» (1997 г.), орденом Дружбы (1999 г.), за организацию Психологической службы - медалями Министерства обороны РФ (2001 г., 2002 г.). За образцовое выполнение воинского долга и самоотверженное служение Отечеству удостоен благодарности Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами РФ, Президента РФ В. Путина (2002 г.), Награжден знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2003г.). Удостоен звания «Заслуженный деятель науки» (2005 г.), является лауреатом премий Президента РФ (1998 г.) и Правительства РФ (2007 г.) в области образования. Награждён Орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2009 г.).