Круглый стол «Культурно-историческая теория Л.С.Выготского в контекстах современного дошкольного образования. Проблемы и перспективы международного сотрудничества»
18 мая в рамках VII Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» прошел Международный круглый стол «Культурно-историческая теория Л.С.Выготского в контекстах современного дошкольного образования. Проблемы и перспективы международного сотрудничества». Главными темами стало научно-культурное наследие выдающегося профессора Московского университета Льва Семеновича Выготского в контексте современных исследований детства.
Модератор круглого стола директор скандинавского Центра исследований обучения, взаимодействия и опосредованной коммуникации в современном обществе профессор Рогер Сальо сформулировал перед аудиторией вопрос о том, как следует понимать идею средства в контексте цифровизации образовательного процесса. Заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова профессор Александр Веракса рассказал о возможностях использования средства не только в когнитивной, но и в моторной сфере развития детей. Профессор университета Пуэрто-Рико Анна Ньевес Роса рассказала об исследованиях, посвященных тому, с какими сложностями сталкиваются современные педагоги в контексте развития саморегуляции дошкольников.
Президент Международного союза психологических наук при ЮНЕСКО профессор Сазасивэн Купер (ЮАР) отметил, что временной контекст по сравнению с тем, когда работал Л.С.Выготский, изменился, перейдя к эре информационно-коммуникационных технологий. Он охарактеризовал современные условия, как постоянную борьбу между индивидуализмом и коллективным подходом и отметил, что у нынешних ученых есть больше шансов прийти к согласию по многим важным аспектам дошкольного образования, чем в России 20-30-х годов прошлого века. Профессор университета Осло Франциско Понс отметил дополнение идей Ж.Пиаже и Л.С.Выготского в логике способа получения ребенком знаний – с помощью индивидуального опыта или от значимого взрослого.
Руководитель психолого-педагогического Центра экспертизы игр и игрушек профессор Елена Смирнова обратила внимание собравшихся на изменения, наблюдающиеся у детей с возникновением ИКТ: ребенок, с одной стороны, становится более независимым от родителей, а с другой стороны, у него появляется зависимость от технологий. Был поднят вопрос о возможности переориентировать цифровые ресурсы так, чтобы они могли компенсировать сворачивание ролевых игр в жизни дошкольников. Программный специалист ЮНЕСКО Йоши Кага отметила важность подхода Л.С.Выготского к решению современных проблем и поделилась опытом ЮНЕСКО в его использовании.
Руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО профессор Владимир Собкин обратил внимание собравшихся на важность развития личности с позиции Л.С.Выготского. Заместитель директора Института системных проектов МГПУ Игорь Шиян указал на необходимость понимания и анализа детских текстов, в которых проявляется видение ребенка. Выступающие отметили важность создания взрослыми культурной среды для развития ребенка. Профессор Николай Веракса, подводя итоги круглого стола отметил: «Пространство для развития ребенка должно быть, но оно должно быть выстроено. Инициативность, самостоятельность и ответственность остаются тремя важными составляющими в дошкольном воспитании. И мы, взрослые, отвечаем за то, куда мы ведем детей. … Сегодня перед профессиональным сообществом стоят поистине эпохальные задачи, но я знаю, что нам хватит сил, и мы найдем возможности, чтобы решить их».
Выступающие отметили важность организации научных дискуссий и приняли решение о проведение совместного симпозиума в рамках предстоящего Европейского психологического конгресса в Москве в 2019 году.
Тема: Международные конференции; Международная научно-практическая конференция; Научный круглый стол