Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО

Сегодня исполнилось 95 лет со дня рождения Давыдова Василия Васильевича

Сегодня исполнилось 95 лет со дня рождения Давыдова Василия Васильевича

31.08.2024

Давыдов Василий Васильевич — специалист в области психологии, педагогики и философии; доктор психологических наук, профессор. Окончил психологическое отделение философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, аспирантуру в 1956 г. В 1956—1992 работал в учреждениях АПН РСФСР и СССР (редактор издательства, заведующий лабораторией, директор НИИ общей и педагогической психологии, вице-президент). Действительный член-учредитель РАО, ее вице-президент (1992). Почетный член Национальной академии образования США (1982). Научный редактор многих сборников и монографий, в т.ч. «Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К.Маркса» (М., 1960), «Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества» (М., 1990). В трудах В.В. Давыдова исследуются проблемы теории и истории психологии, взаимосвязи философии, социологии, психологии и педагогики. 

В.В. Давыдов разработал полидисциплинарную концепцию деятельности человека, описал ее содержание и строение, ее внутренние связи с идеальным планом и планом сознания, с различными психическими функциями человека. Сформулировал своеобразное понимание личности человека, согласно которому она внутренне связана с его творческим потенциалом, с уровнем развития его воображения. Создал развернутую логико-психологическую теорию о двух основных типах обобщения и мышления человека — рассудочно-эмпирического и разумно-теоретического, описал внутренние связи типов мышления с организацией процессов обучения, разработал теорию учебной деятельности, опирающуюся на понятие содержательного обобщения. На основе идей школы Л.С.Выготского В.В. Давыдов разработал теорию развивающего обучения, диагностические методики определения уровней развития разл. психических функций (воображения, мышления, памяти) и личности школьников.

В.В. Давыдов был выдающимся российским психологом, по праву входящим в число главных творцов отечественной традиции культурно-исторической психологии и психологии теории деятельности. Первые психологические исследования В.В. Давыдова в 50—60-е гг., которые осуществлялись в русле теории деятельности и прямо отталкивались от ряда идей Л.С.Выготского, ПЯ.Гальперина, А.Н.Леонтьева, вместе с тем стимулировались философской проблематикой абстрактного и конкретного. Когда В.В. Давыдов начинал свои исследования о роли обобщения в обучении, большинство философов и педагогов как в нашей стране, так и на Западе твердо стояли на позициях эмпиризма. В.В. Давыдов должен был в первую очередь подвергнуть критике принцип наглядности, который считался одним из устоев педагогической теории, а в действительности как раз и выражал эмпиристское понимание познания вообще и мышления в частности. Исходя из идеи содержательного обобщения, понятного в рамках метода восхождения от абстрактного к конкретному, В.В. Давыдов разработал теорию и практику новых способов построения школьных предметов и предложил новые методы обучения (которые ныне широко используются на практике).

Автор: Президиум РПО

Тема: Памятные даты психологии