Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО

Выход четвертого номера журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология»

Выход четвертого номера журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология»

03.11.2024
Выход четвертого номера журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология»

Для факультета психологии МГУ, его преподавателей и студентов, особенно важна нравственно-этическая и мировоззренческая позиция Выготского; его личностное отношение к науке, поскольку в создании факультета огромную роль сыграли его ближайшие ученики и коллеги – А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.Д. Эльконин, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Б.В. Зейгарник и др. Большинство статей этого номера подготовлено именно их учениками или учениками уже их учеников. Так что, согласно известному выражению, многие авторы номера находятся на дистанции одного-двух личных «рукопожатий» от Льва Семеновича Выготского.

Раздел «Теоретические исследования» открывает статья Т.Ю. Базарова, Е.П. Белинской и О.А. Тихомандрицкой о перекличке идей культурно-исторической теории и социальной психологии. Статья Н.Е. Вераксы посвящена диалектическому анализу как методу исследования в работах Л.С. Выготского. Тема переживания и «идеальной формы» в структуре социальной ситуации развития рассматривается в работе О.А. Карабановой. Раздел продолжает статья Е.В. Субботского о натуральных психических функциях как источнике живого сознания. Исследования зарубежных коллег представлены статьей «“Мосты или стены”: к вопросу о переводе на иностранные языки понятий культурно-исторической теории» бразильских психологов Э. Тунес и З.Р. Престес. Проблема обучения и развития субъектности обсуждается в статье Г.А. Цукерман и О.Л. Обуховой.

В разделе «Эмпирические исследования» освещается проблематика взаимосвязи объема словарного запаса и понимания эмоций у детей 5-7 (авторы Д.А. Бухаленкова, А.Н. Веракса, У.Д. Гусева, Е.С. Ощепкова); тема переживания «семейной боли» в контексте культурно-исторического подхода (авторы А.М. Луценко и А.С. Спиваковская), а также соотношение своеобразия личностных характеристик и профессиональной деятельности актеров (авторы В.С. Собкин, Т.А. Лыкова).

Третий раздел «История психологии» представлен несколькими работами, осмысляющими работы Л.С. Выготского в современном научном контексте. Так, статья Н.Н. Вересова посвящена истории развития культурно-исторической теории и ее современному восприятию; Т.Д. Марцинковская анализирует время в творчестве Л.С. Выготского; В.С. Собкин рассматривает метаморфозы оценки отечественными психологами работы Л.С. Выготского «Психология искусства». Особый интерес в данном разделе представляет статья Н.Л. Савченко и М.В. Сиян, в которой рассматриваются тексты трех неизвестных ранее писем Л.С. Выготского к Э.И. Хейфец.

Завершает номер статья Г.Г. Кравцова и О.Г. Кравцова «О классичности «неклассической» психологии», в которой подчеркивается роль Выготского как создателя научной психологии будущего.

Представляя этот номер журнала, надеемся, что опубликованные в нем материалы вызовут живой отклик читателей.