RU / EN / 日本語

Российское психологическое общество

Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО
и Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA)

Проект закона
о психологической помощи. Вопросы и ответы
УЧИСЬ В МГУ!
Программы повышения квалификации по клинико-психологической реабилитации.
Цикл программ по клинико-психологической реабилитации

Europsy Международное сотрудничество Съезды РПО Европейский психологический конгресс в 2019 году пройдет в Москве!

Ахутина Татьяна Васильевна

Ахутина Татьяна Васильевна

Актуальное членство в РПО:  полноправный член РПО

Отделение РПО:  Московское отделение РПО

Субъект РФ:  город Москва

Город:  Москва

Дата рождения:  16.08.1941

Учебное заведение: 

1963 — дефектологический факультет Московского государственного Педагогического Института им. В.И. Ленина

Ученая степень:  доктор психологических наук

Должность:  ведущий научный сотрудник, заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова

Место работы:  МГУ имени М. В. Ломоносова, Клиника нервных болезней 1 ММИ им. И.М. Сеченова, Центр социальной помощи детям и подросткам г. Москвы

Наличие и направление практической деятельности:  психологическая реабилитация взрослых

Секция РПО:  Секция культурно-исторической психологии

RuPsyID:  2012-a-0009

Нейропсихолог. Работала логопедом в лаборатории нейропсихологии Нейрохирургического института им. Бурденко под руководством проф. А.Р. Лурия, затем - в Научно-методическом Центре русского языка при МГУ в группе психолингвистики (под руководством проф. А.А. Леонтьева).

Области научных исследований

  • Нейропсихология.
  • Психолингвистика.

Ахутиной Т. В. было показано различие нарушений смыслового программирования речи (внутренняя речь) и синтаксического оформления высказываний при динамической афазии. Клиническая практика позволила продолжить изучение афазии и разработку модели порождения речи. Этому была посвящена как ее первая публикация, так и докторская диссертация, отраженная в книге «Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса».

Последние годы Ахутина Т. В. работает над проблемами детской нейропсихологии, развития речи, диагностики, коррекции и профилактики трудностей обучения. Ею разработана методика «Числовой ряд» для развития навыков программирования и контроля.

Основные публикации

  • Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. - М.: Изд-во МГУ, 1975. 143с.
  • Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Изд-во МГУ, 1989. 215 с.
  • Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. Дидактические материалы - М.: «Интор», 1997 63+54 с.
  • Ахутина Т.В., Манелис Н.Г., Пылаева Н.М., Хотылева Т.Ю. Путешествие Бима и Бома в страну Математику. Пособие по подготовке детей к школе. - М., Линка-пресс. 1999, 79с.
  • Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие и Рабочая тетрадь. Изд. 2-ое исправленное и дополненное. - М., Теревинф, 2001 г. 47 и 55с.
  • Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. Второе доп. и исправл. издание. - М., Изд-во Теревинф, 2002
  • Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. - М., АРКТИ., 2002, 136 стр.
  • Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. – М.,: Изд-во «Академия», 2003, 64с + Альбом 32 стр.
  • Akhutina T.V., Glozman J.M., Moskovich L.I., Robbins D. (Eds.) A.R. Luria and Contemporary Psychology: Festschrift celebrating the centennial of his birth. N.Y.: Nova Publishers, 2004, 217 p.
  • Akhutina T. y Pilayeva N. Metodica para el Desarollo y la Correccion de la Atencion en Ninos Escolares. Universidad Autonoma de Puebla. Talleres Graficos. 2004, 97 p. (Методика развития и коррекции внимания у младших школьников, на исп. яз.)
  • Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. Рабочая тетрадь. Издание 3-е стер. - М., Теревинф, 2004. 47 и 55 с.
  • Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. - «Линка-Пресс», 2005. 48 с.
  • Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7-9 лет: Методическое пособие и Рабочая тетрадь. – М.: Теревинф, 2006.
  • Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. 2-е изд., испр. и доп.- М., Айрис-пресс, 2007, 174 стр.
  • Ахутина Т.В. и др. Нейропсихологическое обследование детей 5 – 9 лет. - М.: Изд-во МГППУ, 2007. 63 с. Приложение. 9 с.
  • Ахутина Т.В., Манелис Н.Г., Пылаева Н.М., Хотылева Т.Ю. Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику. Пособие по подготовке детей к школе. Рабочая тетрадь и Методическое пособие. - М., Теревинф, 2007. 76 и 32 с.
  • Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7-9 лет: Рабочая тетрадь и Методическое пособие. Изд. 2-е, стер.– М.: Теревинф, 2007. 51 и 16 стр.
  • Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. Учеб. пособие. - Спб.: Питер, 2008. 320 с.
  • Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть. Развитие зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет. В 2-х книгах. - Спб.: Питер, 2008. 112 и 112 с.
  • Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Рабочая тетрадь. 4-е изд. - Спб.: Питер, 2008. 112 с.
  • Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Сфера; В. Секачев, 2008. 125 с..
  • Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Приложения: протоколы обследования /Под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Сфера; В. Секачев, 2008. 48 с.
  • Achutina T.V., Pylajeva N.M. Skola pozornosti. Metodika rozvijania a korekcie pozornosti pre deti vo veku 5-7 rokov. Bratislava: Dialog, 2009. 50, 33 pp. (Методика развития и коррекции внимания у младших школьников, на словацком яз.).
  • Скитяева Н.М, Ахутина Т.В. Развитие зрительно-предметного восприятия и речи у детей. Методика работы с детьми с нарушениями в развитии в группе подготовки к школе. - Saarbruecken: Lap Lambert Academic Publishing, 2011. - 156 с.