РПО Российское психологическое общество
RU / EN / 日本語
RU / EN / 日本語

Российское психологическое общество

Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО

Поиск по сайту
В Москве состоялось заседание научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства

В Москве состоялось заседание научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства

25.06.2018
В Москве состоялось заседание научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства

В четверг 21 июня состоялось заседание научно-координационного совета Российской академии образования (РАО) по вопросам семьи и детей на тему «Современная семья и проблемы семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы». В нем приняли участие ученые-исследователи в сфере психолого-педагогической деятельности и представители общественных организаций.

Заседание прошло под председательством Президента Российской академии образования, академика РАО Людмилы Алексеевны Вербицкой и председателя научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, руководителя секции Российского Психологического Общества «Психология семьи и детства», академика РАО, профессора Артура Александровича Реана. Основными докладчиками выступили вице-президент Центра национальной славы и Фонда апостола Андрея Первозванного, председатель попечительского совета Всероссийской программы «Святость материнства» Якунина Наталья Викторовна и Артур Александрович Реан.

В своем докладе Наталья Викторовна Якунина отметила, что Центр национальной славы и Фонд апостола Андрея Первозванного   с большой ответственностью относится к сотрудничеству с РАО в проекте по повышению числа счастливых семей. Забота о семье не должна рассматриваться исключительно с точки зрения демографии - у молодежи должны формироваться знания и ценности, а реализуемые программы ориентированы на развитие личности. Наталья Викторовна обратила внимание, что в медиа пространстве периодически возобновляется дискуссия о том, нужно ли преподавать основы семейной жизни современным школьникам. Однако, согласно исследованию А.А. Реана, абсолютное большинство молодых людей и девушек считают, что нужно готовить человека к созданию семьи, при этом для 56% респондентов ориентиром собственная семья не является. Это, безусловно, говорит в поддержку необходимости реализации программ по подготовке к семейной жизни для современной молодежи. Наталья Викторовна также привела другую статистику. В 2012 году исследовательская группа «Циркон» провела исследование о семейных ценностях в современном информационном пространстве. Задачей исследования был вопрос: как соотносится у современных россиян образ идеальной семьи и реальный семейный статус? У 11% респондентов выявлено незначительное расхождение представлений о идеальной и реальной семьях, у остальных расхождение велико.

Одной из программ фонда Андрея Первозванного является проект «Ты не одна». Суть проекта заключается в психолого-консультационной помощи женщинам, находящимся в ситуации репродуктивного выбора. Согласно обращениям, 28% женщин, обратившихся в консультацию думают о прерывании беременности в связи с нехваткой средств к существованию и жилья, 28% - из-за нестабильных отношений с отцом будущего ребенка, 21% - из-за желания жить для себя, 9% - по причине страха перед новыми обстоятельствами.

Важнейшей задачей фонда Андрея первозванного, по словам Натальи Викторовны, является издательская деятельность: за время работы программы «Святость материнства» было опубликовано множество пособий, посвященных обучению основам семейной жизни.

В заключении Наталья Викторовна подвела итог: разговор о семье со школьниками объективно необходим, востребован как самими школьникам, так и родителями.

В работе совета приняла участие уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анна Юрьевна Кузнецова. В контексте представленного доклада она отметила, что вопросы, посвященные семье, очень интересуют современных старшеклассников. В настоящий момент проблема не в том, надо ли говорить со школьниками о семье, а скорее о том, в какой форме это нужно делать.

Доклад Артура Александровича Реана был посвящен вопросу взаимодействия семьи и школы в рамках темы профилактики асоциального поведения. В своем выступлении он отметил, что, несмотря на снижение числа правонарушений среди несовершеннолетних, всегда остается риск повторного совершения преступлений среди тех, кто совершил противоправные действия в молодом возрасте. В РФ принята концепция системы профилактики безнадзорности до 2020 года. Центральный момент - работа с семьей. Укрепление института семьи, профилактика семейного неблагополучия. Однако, остается открытым вопрос, как это реализуется на практике.

Артур Александрович подчеркнул, что в 2016 году психологи были в штате каждой второй школы, при этом на одного психолога приходилось 880 учеников. Согласно его сообщению, в критерии оценки школ необходимо внести показатели социализации и внутреннего климата, важно включать семью в работу психологической службы.

Артур Александрович указал на необходимость проведения конкурсов на лучшие практики профилактики асоциального поведения подростков.

В своем комментарии к докладу председателя совета по вопросам семьи и детства Омбудсмен по правам ребенка отметила, что многие родители проблемных школьников очень часто даже не знают имени и отчества классных руководителей своих детей, что является показателем наличия проблемы во взаимодействии семьи и школы. В этой связи планируется создание рабочей группы по разработке подходов к оценке эффективности воспитательной работы в школах.

За основными докладами последовала дискуссия. Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии МПГУ Елена Александровна Леванова подняла вопрос о проблемах взаимодействия семьи и школы на примере «зацеперов» - подростков, испытывающих сильную тягу к адреналину, преодолеваемую экстремальными поездками на поездах и другом общественном транспорте. Большинство молодых людей, увлекающихся подобной активностью, находясь в своей семье, испытывают глубокое чувство одиночества. При этом, в случае 80% «зацеперов» об их «увлечениях» не знают ни в семье, ни в школе.

Член-корреспондент РАО, директор Института педагогического образования и социальных технологий ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», заведующий кафедрой социальной работы и педагогики, доктор педагогических наук, профессор Игорь Давыдович Лельчицкий отметил, что темы социальной работы с трудными семьями очень часто оказываются очень популярными среди молодых студентов-педагогов и социальных работников. Повышенный интерес студентов и аспирантов к этой теме может быть связан с личным опытом, при котором человек ищет ответы на проблемы скрытые в его собственной жизни.

Академик РАО, руководитель информационно-аналитического центра РАО, доктор психологических наук, профессор Владимир Самуилович Собкин отметил, что при исследовании взаимодействия семьи и школы очень важен многопозиционный анализ - нужно учитывать три позиции: учителя, родителя и ребенка для того, чтобы «уловить» драматизм расхождения ценностных ориентаций.

Министр труда и социальной защиты Калужской области Павел Вячеславович Коновалов рассказал о проектах, посвященных тематике сопровождения семей в социально опасном положении. Среди наиболее важных проектов были отмечены «Радость материнства» и «Не оступись!».

Научный сотрудник Лаборатории профилактики асоциального поведения Мария Александровна Новикова рассказала о исследовании (Любицкая и др., 2018), недавно проведенном в Институте образования, согласно результатам которого, существуют ярко выраженные особенности коммуникации родителей и школы. Во-первых, налицо резкое снижение контактов (причем, как в рамках посещения родительских собраний, так и волонтерской помощи в разных видах внутришкольной деятельности) родителей со школой по мере того, как дети становятся старше. Если в начальной школе кто-то из родителей ребенка общается с представителями школы 1-2 раза в неделю более чем в 25% случаев, то к 8-10 классам этот показатель уменьшается до 8%. Во-вторых, больше коммуницируют со школой те родители, которые склонны к большему взаимодействую с детьми в рамках семьи. Несколько обобщая, можно сказать, что если ребенок в целом «интересен» своим родителям, то эта заинтересованность будет проявляться, в частности, в вовлеченности в процесс школьного обучения. Таким образом, можно ярко выделить основную «группу риска», которая оказывается обделена достаточным вниманием родителей, в том числе, и в отношении их школьных дел. Это - старшеклассники, подростки. Хотя, на самом деле, именно в этом «трудном возрасте» потребность в поддержке у детей возрастает, хотя родители часто видят ситуацию обратным образом.

Научно-координационный совет РАО по вопросам семьи и детства призван осуществлять координацию усилий науки и практики в решении актуальных вопросов семьи и детства в нашей стране. Совет должен позволить, с одной стороны, оперативно транслировать запросы практики к науке, а с другой стороны, оперативно внедрять новейшие научные разработки по проблемам семьи и детства в практику работы регионов.


Автор: Психология семьи и детства — секция РПО

Тема: Психология семьи и детства — секция РПО; РАО

Фото

Проект профессиональных стандартов нейропсихолога и медицинского психолога

День психлога Международное сотрудничество Съезды РПО