РПО Российское психологическое общество
RU / EN / 日本語
RU / EN / 日本語

Российское психологическое общество

Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО

Поиск по сайту
В Санкт-Петербурге прошла международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире»

В Санкт-Петербурге прошла международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире»

21.05.2018
В Санкт-Петербурге прошла международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире»

С 16 по 18 мая в Санкт-Петербурге прошла международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире». Руководителями конференции выступили председатель научно-координационного совета Российской академии образования по вопросам семьи и детства, руководитель секции Российского Психологического Общества «Психология семьи и детства», академик РАО, доктор наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Артур Реан и заведующий кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи, доктор наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ Валерий Ситников.

В конференции приняли участие ведущие ученые, педагоги, психологи, медицинские и социальные работники, сотрудники правоохранительных органов и учреждений культуры, родители, представители государственных структур и общественных организаций.

Организаторами научного мероприятия стали Российская академия образования (РАО), научно-координационный Совет РАО по вопросам семьи и детства, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт образования Высшей школы экономики, Российское и Санкт-Петербургское психологические общества.

Конференция была направлена на конструктивное обсуждение теоретико-методологических и практических проблем в области семьи и детства, возможностей психолого-педагогической науки и практики в разрешении актуальных для России и других стран психолого-педагогических проблем, в создании оптимальных условий для развития семьи и детей в современных условиях.

С приветственными словом к участникам конференции обратилась Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, координатор федерального проекта «Крепкая семья» Ольга Окунева и Президент Российской академии образования, академик РАО Людмила Вербицкая. В своем приветственном слове заместитель председателя Комитета Госдумы заметила, что формирование семьи как главного инструмента социализации личности ребенка является одной из основ нравственного благополучия Российского общества. Она выразила уверенность, что конференция будет способствовать расширению международного сотрудничества в сфере образования и семейного воспитания и станет дискуссионной площадкой для российских ученых и зарубежных коллег. В свою очередь Людмила Вербицкая отметила, что данная конференция – это прекрасная площадка для консолидации усилий научного сообщества, государства и общественности в решении важных проблем воспитания семейных ценностей.

Открыл конференцию академик Российской академии образования, профессор Артур Реан. Он выступил с докладом на тему: «Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: семья или школа?». В своем выступлении он отметил, что несмотря на принятие Правительством РФ концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних до 2020 года, от самой Концепции до реальных дел очень большая дистанция. «Складывается впечатление, что ставится задача разрушить психологическую службу в российских школах. Для этого находятся самые приемлемые объяснения – отсутствие средств в бюджете, российским подросткам нужны воспитатели, а не психологи! А разве воспитателю не нужно самому быть психологом? В 2016 году психологи были в штате каждой второй школы, при этом на одного психолога приходилось 880 учеников. В критерии оценки школ необходимо внести критерии социализации и внутреннего климата, важно включать семью в работу психологической службы. Нужны конкурсы на лучшие практики асоциального поведения подростков. Однако такие практики должны быть подвергнуты экспертной оценке, чтобы не нанести вред подросткам». В продолжение доклада были высказаны ряд предложений. Доктор психологических наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена Валерий Ситников высказался за возвращение субсидируемых государством форм дополнительного образования.

В рамках пленарного заседания выступили профессор, доктор психологических наук Софийского университета им. Святого Климента Орхидского Иван Димитров. По словам ученого, в Болгарии наблюдается аномия (отсутствие норм), отношение к человеку как к вещи, бездуховность, безответственность, экзистенциальный вакуум. За последние несколько лет это привело к миграции 22% населения страны, разрушению традиционного представления о семье, размытию ролей и потере статуса ребенка в болгарских семьях. Дополнила выступление Ивана Демитрова доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена Ирина Клецина подчеркнув, что в настоящих социально-экономических условиях модель современной семьи получает все большее распространение. В этой модели устраняется неравенство в ролевом поведении в сфере супружеских и детско-родительских отношений. Распространение идеологии равноценности материнства и отцовства способствует полноценному развитию личности ребенка и психологическому благополучию родителей.

Продолжили пленарное заседание профессора департамента школьной педагогики Трнавского университета (Словакия) Ондрей Кашчак и Бранислав Пупала с докладом «Школьный и семейный бэкграунд в современных исследованиях образования». Ученые представили положительный опыт включения семейной среды в анализ успеваемости словацких школьников. По их мнению современный дискурс школьного образования должен быть представлен формулой «Школа=Семья», при которой родители активно вовлекаются в школьные процессы, у детей формируется ощущение приветливой школы (в школе как дома). Предпосылками для применения такой формулы стал семейный бэкграунд. В Словакии он оказывает сильное влияние на успеваемость учащихся. При этом в других европейских странах этот фактор не является определяющим. Словацкий опыт может быть полезен для России. Обе страны объединены одним историческим наследием – советским прошлым. 

В рамках научных секций рассматривались темы семьи и детей в современном мире, социально-психологических проблем современной семьи, гендерной проблематики в исследованиях семьи, здоровья и безопасности ребенка и семьи, проблем инклюзивного образования, семьи и школы в информационной среде. Отдельное внимание было уделено проблеме агрессивности и насилия в семье и системе образования. В ходе одноименного круглого стола под руководством академика Российской академии образования, профессора Артура Реана прошло обсуждение проблемы буллинга и насилия в российских школах. В обсуждении приняли участие сотрудники Лаборатории асоциального поведения Высшей школы экономики Мария Новикова и Иван Коновалов, доктор биологических наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена Елена Николаева, доктор психологчиеских наук, профессор Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Сергей Кашапов и другие исследователи. Участники круглого стола отметили, что школьный буллинг очень часто возникает из-за неправильного понимания учащимися друг друга, необходимо предоставить подросткам достойную замену агрессии и ее проявлениям.

Научная конференция стала площадкой для обмена результатами современных исследований, проводимых в России и странах дальнего и ближнего зарубежья. Эта задача является крайне важной в стремительно изменяющихся условиях современного мира.

Автор: Психология семьи и детства — секция РПО

Тема: Психология семьи и детства — секция РПО

Фото

В Санкт-Петербурге прошла международная научно-практическая конференция «Семья и дети в современном мире»

Проект профессиональных стандартов нейропсихолога и медицинского психолога

День психлога Международное сотрудничество Съезды РПО