RU / EN / 日本語

Российское психологическое общество

Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО
и Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA)

Проект закона
о психологической помощи. Вопросы и ответы
УЧИСЬ В МГУ!
Программы повышения квалификации по клинико-психологической реабилитации.
Цикл программ по клинико-психологической реабилитации

Europsy Международное сотрудничество Съезды РПО Европейский психологический конгресс в 2019 году пройдет в Москве!
Отчет о работе секции Театральной психологии и педагогики РПО за период январь-декабрь 2017 года

Отчет о работе секции Театральной психологии и педагогики РПО за период январь-декабрь 2017 года

21.12.2017

Секция театральной психологии и педагогики РПО была создана академиком РАО, проф. В.С. Собкиным (ученый секретарь секции – Т.А. Климова) в ноябре 2015 года.

На первом заседании секции, которое состоялось 22.12.2015, были определены следующие задачи, над которыми работают участники Секции Театральной психологии и педагогики Московского отделения РПО:

  • Аккумулирование идей, методов, связей внутри профессионального сообщества (создание «банка идей» и «сети коммуникации»);
  • разработка и инициация проектов и предложений по развитию театральной психологии и педагогики;
  • экспертная и консультативная деятельность по данному направлению.
  • Намечены к реализации проекты:
  • создание ресурсного центра театральной психологии и педагогики
  • участие в ежегодных «Чтениях памяти Л.А. Сулержицкого»;
  • участие в региональных конференциях психологии и педагогики театрального искусства: «Юсовские чтения» (Москва), Петербургский форум «Образование средствами театра», "Детская театральная деятельность в пространстве образования, культуры и искусства" (Иваново);
  • научно-исследовательская поддержка проектов Департаментов Образования и Культуры г. Москвы: «Рождение нового зрителя» - программа, объединяющая, «Бэби-лаб», «Театральный класс», «Развитие зрительской культуры»;
  • подготовка научных докладов и сообщений, семинаров, круглых столов, мастер-классов и тренингов.

Ежегодные «Чтения памяти Л.А. Сулержицкого» являются частью программы Всероссийской конференции памяти Сулержицкого, организованной Московским общественным центром школьной театральной педагогики и АНО «Пролог» в 2012 году при поддержке Московского института открытого образования, Российского центра АССИТЕЖ, Федерального института развития образования, Школы-студии МХАТ, Музея МХАТ, ФГНУ «Психологического института» Российской академии образования, ФГБОУ ВПО «Пермского государственного института искусства и культуры», «Института художественного образования» РАО, редакции журнала «Искусство в школе», Детского музыкально-драматического театра А-Я.

Участники секции сотрудничают со всеми программами в области театральной педагогики, которые реализуются различными организациями и учреждениями. За два года работы члены Секции приняли участие в семинарах, посвящённых театральной педагогике, которые проходили в Центре им. Мейерхольда, в РАМТ, БДТ, школе «Класс-центр», в рамках Детского Weekendа на «Золотой Маске», программы «Большие гастроли», фестивалей «Гаврош» и «Большая перемена» (Москва), «Артканикулы» (Пермь), «Арлекин» (Санкт-Петербург), конференций Ассоциации музыкальных театров в Московском государственном академическом детском музыкальном театре им. Наталии Сац, XII Международной конференции по альтернативному образованию «Педагогика искусства и искусство педагогики» (Хельсинки) и др.

Серия международных встреч с коллегами, театральными педагогами из других стран: Америки, Дании, Германии, Италии, Финляндии, Сербии и т.д. позволила организовать и провести в рамках ежегодных Чтений памяти Л.А. Сулержицкого в 2016 году международный круглый стол, посвященный вопросам интеграции методов и традиций театральной педагогики, сравнению опыта отечественной и зарубежной театральной педагогики, определению творческих, художественных и социальных особенностей, вызовов времени, характерных для разных стран, методологическим проблемам российской и зарубежной театральной педагогике. Встреча позволила обменяться опытом деятельности и зафиксировать общее и различное в целях, стоящих проблемах и реализуемых методах; а также сформулировать то, чем мы можем быть взаимно полезны и интересны друг другу.

В 2017 году были организованы и проведены следующие заседания секции

17 Января. Внутренний семинар, посвященный обсуждению итогов круглого стола «Театральная психология и педагогика: опыт России и Европы», проводимого в рамках ежегодных «Чтений памяти Л.А. Сулержицкого».

7 Февраля. Встреча по теме: «История становления театральной психологии и педагогики в России». 

Докладчики: Александр Юрьевич Титов, кандидат психологических наук, профессор кафедры режиссуры и мастерства актера ОГИИК и Александра Борисовна Никитина, искусствоведческих наук, театровед, доцент МИОО, старший научный сотрудник Детского музея «Дом семейных традиций». 

28 Марта. Встреча по теме: «”Моя жизнь в искусстве” К.С. Станиславского: опыт артистического самоанализа. (К проблемам творческого подсознания режиссера) ». Выступление Ольги Вячеславовны Андрейкиной, кандидата искусствоведческих наук,  руководителя отдела связей с общественностью федерального центра поддержки гастрольной деятельности.

11 Апреля. Встреча по теме: «Социальные и образовательные программы БДТ им. Г.А. Товстоногова».

Выступал режиссер и руководитель социально-просветительского отдела БДТ -  Бориса Павловича.

26 Май. Экспертная поддержка детского театрального семинара-фестиваля “Пролог”. Участие в образовательных программах и организации зрительского обсуждения спектаклей фестиваля.

31 Октября.  Выступал заведующий кафедрой пластической выразительности актёра училища им. Щукина, профессор Андрей Борисович Дрознин.  Тема: «Телесность и духовность в профессии актера». 

28 Ноября. Встреча по теме: «Проблемы психологии телесности в театральной психологии и педагогике».

Мастер-классы провели:

  • Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Аида Меликовна Айламазьян, Мастер-класс: «Музыкальное движение как метод целостного развития личности».
  • Засл. работник культуры РФ, художественный руководитель и режиссер театра «Пиано», директор нижегородской школы-интерната для глухих детей Владимир Чикишев. Мастер-класс: «Игры и импровизация в движении». Тема обсуждения: «Опыт театральных путешествий, знакомство с театрально-педагогическими практиками за рубежом».

29 Ноября. Встреча по теме: «Проблемы постдраматического театра в театре детей и в театре для детей и юношества».

Докладчики:

  • Вступительное слово руководителя секции д.п.н., проф., академика РАО В.С. Собкина: “Театр и развитие личности”.
  • Антон Маликов, режиссёр: «Постдраматический театр».
  • Елена Гордиенко, искусствовед: «Об особенностях и разновидностях постдраматического театра».
  • Мария Крупник, арт-менеджер, куратор театрального проекта для подростков «Классная Драма» (Москва, Пермь, Воронеж, Можайск, Казань, Тюмень), а также образовательной программы «Драматург +» Фестиваля молодой драматургии Любимовка: «Социальный театр: значение позиции куратора/ модератора /менеджера?»
Автор: Секция Театральной психологии и педагогики РПО

Все новости