RU / EN / 日本語

Российское психологическое общество

Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России

Входит в состав IUPsyS – Международный союз психологической науки при ЮНЕСКО
и Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA)

Европейский психологический конгресс 2019, 2-5 июля, Москва!Проект закона
о психологической помощи. Вопросы и ответы
Проект
профессиональных стандартов нейропсихолога и медицинского психолога
УЧИСЬ В МГУ!
Программы повышения квалификации по клинико-психологической реабилитации.
Цикл программ по клинико-психологической реабилитации

Europsy Международное сотрудничество Съезды РПО
Круглый стол «Этнопсихология: неопределенность и риски цифрового общества»

Круглый стол «Этнопсихология: неопределенность и риски цифрового общества»

30.11.2018
Круглый стол «Этнопсихология: неопределенность и риски цифрового общества»

27 ноября на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова прошло заседание круглого стола «Этнопсихология: неопределенность и риски цифрового общества» (памяти Татьяны Гавриловны Стефаненко).

В ходе проведения заседания были обсуждены вопросы научной значимости этнопсихологии, одним из родоначальников которой была профессор Московского университета Т.Г. Стефаненко.

Как отмечает заместитель декана факультета психологии МГУ по научной работе, ведущая круглого стола О.А. Тихомандрицкая «Наш круглый стол посвящен осмыслению и обобщению научного наследия Татьяны Гавриловны, а также развитию новых идей, направлений в этнопсихологии и их практическому приложению. Одна из заслуг Татьяны Гавриловны Стефаненко состоит в написании учебника по этнопсихологии. Он пользуется большой популярностью у психологов, этнографов, антропологов, переиздавался много раз и сейчас по предложению декана факультета психологии МГУ Юрия Петровича Зинченко мы собираемся переиздать его еще раз, но уже в цифровом формате».

С приветственным словом на круглом столе выступили:

  1. О.А. Тихомандрицкая, и.о. зав. кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ, зам. декана факультета психологии МГУ по научной работе, канд. псих. наук;
  2. О.В. Соловьева, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ, канд. психол. наук;
  3. А.Г. Асмолов, зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, академик РАО, профессор, доктор психологических наук;
  4. А.Г. Караяни, профессор кафедры психологии Военного университета, член-корреспондент РАО, профессор, доктор психологических наук;
  5. А.И. Донцов, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ, доктор психологических наук, академик РАО;
  6. А.А. Гладкова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, руководитель отдела международного сотрудничества факультета журналистики МГУ;
  7. А.Ш. Тхостов, зав. кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ, профессор, доктор психологических наук.

Как отмечает в своем приветствии заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александр Григорьевич Асмолов: «Каждый раз, когда думаешь о том, как личность изменила мир науки, вспоминаются не только научные исследования, но и личностный вклад, который внесла Татьяна Стефаненко. Её мысли, слова и поступки стали точкой кристаллизации этнопсихологии в нашей стране. Этнопсихология каждый раз выступала как уникальная междисциплинарная область исследования, являясь мостом между культурной антропологией, этнографией, социальной психологией».

С докладами на заседании круглого стола выступили:

  1. Н.М. Лебедева, доктор психол. наук, зав. международной научно-учебной лабораторией социокультурных исследований Экспертного института Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ «Этнопсихология в России: ответ на вызовы XXI века»;
  2. Т.П. Скрипкина, доктор психол. наук, зав. кафедрой социальной психологии Института психологии имени Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), профессор кафедры психологического консультирования факультета психологии Московского государственного областного университета (МГОУ) «Подготовка учителей к поликультурному взаимодействию»;
  3. Т.Д. Марцинковская, доктор психол. наук, директор Института психологии имени Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) «Личность в поликультурном обществе»;
  4. О.А. Карабанова, доктор психол. наук, член-корр. РАО, зав. кафедрой психологии факультета психологии МГУ «Векторы личностного развития в поликультурной среде»;
  5. Г.В. Солдатова, доктор психол. наук, член-корр. РАО, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ «Психологические исследования этничности и межэтнических отношений в России: направления, подходы, методы и перспективы»;
  6. Н.Г. Малышева, канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ и Д.А. Хорошилов, канд. психол. наук, старший научный сотрудник кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ «Этнопсихология в системе современного гуманитарного знания»;
  7. О.В. Маслова, канд. психол. наук, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН) и И.А. Новикова, канд. психол. наук, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии филологического факультета РУДН «Преподавание этнопсихологии, тренинги и исследования межкультурной адаптации в РУДН»;
  8. Т.И. Пашукова, доктор психол. наук, зав. кафедрой психологии и педагогической антропологии Института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ) «Особенности преподавания этнопсихологии для направлений подготовки «Регионоведение» и «Психология»».

Ведущие эксперты в области психологии и педагогики рассмотрели актуальные вопросы национальных и межэтнических отношений в современной России и проблемы их информационного освещения в СМИ и в Интернете, задачи преподавания этнопсихологии в высших учебных заведениях и общеобразовательной школе.

Как отмечает заведующий кафедрой социальной психологии Института психологии РГГУ Татьяна Скрипкина «Психологическая безграмотность учителей ведет к тому ряду проблем, касающихся межнациональных отношений, которые мы имеем сегодня в школах. Вопрос о подготовке учителей по психологии и этнопсихологии стоит очень остро. Сегодня во многих школах обучаются дети мигрантов из разных стран и возрастает возможность межнациональных конфликтов. С распадом единого культурного кода в стране единственное, на что мы сегодня можем опереться – это работы по этнопсихологии, в частности, те учебники и книги, которые написаны Татьяной Стефаненко и другими исследователями. Это очень большая помощь в решении чисто прикладных задач».

Итоги круглого стола помогут определить возможные риски, возникающие в обществе для развития национальных и межконфессиональных взаимоотношений в отсутствии должного внимания к изучению и разработке направлений, подходов, методов этнопсихологии.


Автор: Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Фото

Все новости